«Камаз» ищет новую площадку для производства электробусов

Один из вариантов – совместное производство с крупнейшим в России производителем троллейбусов «Тролза»
Площадка для переноса производства электробусов еще не выбрана/ Максим Стулов / Ведомости

Группа «Камаз» прорабатывает варианты перевода производства электробусов на другие площадки, рассказал «Ведомостям» заместитель гендиректора компании Николай Пронин. Сейчас они выпускаются на входящем в группу заводе «Нефаз» в Башкортостане. Но там нет возможности для развития производства. «Все, что можно было сделать для оптимизации производства, уже сделано, а строить третий корпус неоправданно дорого», – поясняет Пронин. При этом на «Нефазе» увеличиваются мощности для выпуска дизельных автобусов – они поставляются в том числе и Москве, крупнейшему в России заказчику.

«Камаз» начал серийное производство электробусов в 2018 г. Компания победила в одном из двух первых московских тендеров на закупку этого нового для города вида пассажирского транспорта, другим поставщиком стала группа ГАЗ. Сейчас в портфеле «Камаза» два контракта на поставку в общей сложности 200 электробусов стоимостью около 33 млн руб. каждый и сервисное обслуживание в течение 15 лет. Ежегодно Москва намерена приобретать по 300 электробусов, а после 2021 г. закупки могут увеличиться до 800 шт.

«В этом году Москва объявит аукционы на поставку 300 электробусов, конкурентные процедуры планируется объявить летом-осенью», — говорит представитель «Мосгортранса». По его словам, условия будут прежними.

Площадка для переноса производства электробусов еще не выбрана. По словам Пронина, возможность их переезда на основную площадку группы «Камаз» в Набережных Челнах (Татарстан) не рассматривается. «Челны уже перенасыщены в смысле производства, – объясняет он. – Помимо «Камаза» там работают наши совместные предприятия, резиденты индустриального парка «Мастер», и все они конкурируют за рабочих, конструкторов». По словам Пронина, один из возможных вариантов – выпуск электробусов «Камаза» на мощностях «Тролзы» из Саратовской области.

«Тролза» – крупнейший в России производитель троллейбусов и электробусов с динамической подзарядкой. Входит в группу «Букет» Владислава Бурова. Он давний партнер председателя Госдумы Вячеслава Володина, который до конца 2000-х гг. был совладельцем некоторых активов группы «Букет».

Максим Ликсутов
заммэра Москвы

«План [закупок] до 2021 г. – по 300 единиц [электробусов] ежегодно. После 2021 г. – по 600–800 шт. Если мы выполним программу, то Москва будет городом № 1 в Европе по количеству электробусов на маршрутах» (ТАСС, февраль 2019 г.)

«Камаз» и «Тролза» ведут переговоры о возможности создания совместного предприятия, продолжает Пронин. Помимо электробусов там может быть организован и выпуск троллейбуса «Камаза» с автономным запасом хода, который сейчас проходит сертификацию. По его словам, решение о форме интеграции будет принято до конца года.

Гендиректор «Тролзы» Иван Котвицкий отказался от комментариев. Знакомый менеджеров предприятия подтверждает возможность создания СП. Мощности «Тролзы» позволяют разместить полноценное производство электробусов «Камаза», говорит он.

Кузовное производство скорее всего останется на «Нефазе», говорит Пронин. Обсуждаются поставки кузовов, изготовленных группой «Камаз», и для продукции самой «Тролзы». «У них выпуск – около 200 машин в год. При таких объемах иметь собственное полноценное производство кузовов невыгодно», – замечает Пронин. Если будет создано СП, то унификация на базе платформы, разработанной «Камазом» или «Тролзой», будет логичным решением, позволяющим оптимизировать расходы, отмечает человек, знакомый с менеджерами «Тролзы».

В случае сборки с использованием готовых кузовов больших инвестиций не потребуется – партнеры могут уложиться в несколько десятков миллионов рублей, говорит управляющий партнер EURussia Partners Иван Бончев. Деньги понадобятся прежде всего для реновации производственного корпуса, добавляет он.

Электробусы ГАЗа производятся на Ликинском автобусном заводе в Московской области – их выпуск интегрирован в общий поток на конвейере наряду с дизельными и газовыми автобусами, рассказывает представитель группы ГАЗ. По его словам, необходимости в расширении мощностей или переносе площадки для увеличения производства электробусов нет. Завод выпускает около 2000–2500 автобусов в год и может при необходимости увеличить этот объем вдвое.