Госпрограммы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» могут завершиться в марте

Об этом своих дилеров предупредил «АвтоВАЗ»
Льготное автокредитование – основная мера господдержки спроса на российском автомобильном рынке/ Андрей Гордеев / Ведомости

Средства, выделенные государством на льготное автокредитование в 2020 г. (программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль»), могут закончиться к концу марта. Об этом своим дилерам сообщил крупнейший в России автопроизводитель – «АвтоВАЗ», рассказали «Ведомостям» менеджеры двух дилерских компаний Lada. Представитель «АвтоВАЗа» не стал комментировать информацию.

Общий бюджет программ льготного автокредитования на 2020 г. – 5 млрд руб. По оценке Минпромторга, эти средства простимулируют продажу около 50 000 машин.

Льготное автокредитование – основная мера господдержки спроса на российском автомобильном рынке. В 2019 г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России составили 1,76 млн – на 2,3% меньше, чем в 2018 г., сообщала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). По программам «Первый автомобиль» (для тех, кто покупает машину в кредит впервые) и «Семейный автомобиль» (двое и более несовершеннолетних детей) государство компенсирует 10% стоимости автомобиля (25% для жителей Дальнего Востока). В обеих программах участвуют только собранные в России машины стоимостью до 1 млн руб.

Для Lada программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» очень важны: в 2018 г., например, на них приходилось около 40% российских продаж Lada, говорил представитель «АвтоВАЗа». Данные за 2019 г. он не обнародовал – ждет статистики от Минпромторга.

В 2019 г. Lada, несмотря на общее сокращение рынка, увеличила продажи – 362 356 машин, или на 0,6% больше, чем в 2018 г., сообщала АЕБ. В январе на госпрограммы пришлось около 30% продаж, говорит один из дилеров Lada. По данным АЕБ, всего в январе в России было продано 21 790 автомобилей Lada (рост на 1,2%).

Представитель Минпромторга не стал предполагать, когда закончатся средства на госпрограммы 2020 г. Директор департамента автокредитования «Русфинанс банка» Алексей Бородавин передал через представителя, что деньги вряд ли закончатся в марте: «Это, наверное, слишком пессимистично». Многое зависит от того, как банки – участники программ (каждому установлены лимиты) планируют исполнять программу, объясняет он: «Предполагаем, что бюджетных средств, выделенных «Русфинанс банку», хватит до апреля-мая».

«Окончание программы может произойти в разное время в зависимости от использования лимита каждым участником», – говорит и представитель ВТБ. Представитель «Сетелем банка», лидера российского рынка автокредитования, от комментариев отказался.

В 2019 г. льготное автокредитование позволило стимулировать продажи и продать около 113 300 автомобилей, говорит представитель Минпромторга. Всего в 2019 г. на льготное автокредитование из бюджета было направлено 9,4 млрд руб. (примерно как в 2018 г.). Сначала выделили 3 млрд руб., весной добавили 0,4 млрд руб., программы стартовали в марте и проработали примерно до конца мая. С 1 июля программы возобновились (власти добавили 6 млрд руб.), а завершились в ноябре.

Информации о выделении дополнительных средств на 2020 г. у опрошенных «Ведомостями» банков нет. «Увеличение финансирования программы льготного автокредитования будет рассматриваться при очередной корректировке бюджета», – сказал представитель Минпромторга. Сколько еще может быть выделено денег на обе программы, он не предположил.

В 2020 г. рынок, по прогнозу АЕБ, может сократиться на 2,1%. В январе он вырос на 1,8%.

Январский рост не показателен, тренд будет понятен к концу квартала, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Шансы на увеличение финансирования программ высоки, поскольку предпосылок для взрывного роста не наблюдается, считает он.