Автоконцерн Daimler разделят на две части

Mercedes-Benz и Daimler Truck по отдельности будут более эффективны
THOMAS KIENZLE / AFP

Немецкий автоконцерн Daimler заявил 3 февраля о намерении выделить производство грузовиков в отдельную компанию Daimler Truck. Оставшаяся часть компании – производство автомобилей – будет переименована в Mercedes-Benz. Отвечающее за цифровые сервисы подразделение Daimler Mobility будет разделено между двумя новыми компаниями. Как заявил глава Daimler Ола Каллениус, главная цель реорганизации – повышение эффективности бизнеса.

«Мы убеждены: с независимой структурой управления оба подразделения смогут в будущем действовать и расти быстрее, инвестировать увереннее, развивать сотрудничество эффективнее. В целом они станут значительно сильнее и конкурентоспособнее», – заявил Каллениус. Окончательное решение о разделении должно быть принято на внеочередном собрании акционеров Daimler в III квартале 2021 г.

В реорганизации руководство делает акцент на подразделении Daimler Truck, которое является крупнейшим производителем грузовиков в мире и выпускает грузовики и автобусы под брендами BharatBenz, Freightliner, Fuso, Mercedes-Benz, Setra, Thomas Built Buses и Western Star. Выделяемое в отдельную компанию подразделение проведет в этом году первичное размещение акций на Франкфуртской бирже. Предполагается, что компания будет включена в список ведущего фондового индекса биржи – DAX. По информации Handelsblatt, Daimler Truck может быть оценена в 34 млрд евро, так что размещение будет одним из крупнейших в 2021 г.

Он же Daimler, он же Benz

Знаменитый немецкий инженер и изобретатель одного из первых автомобилей с ДВС зарегистрировал свою компанию Benz & Company Rheinische Gasmotoren-Fabrik, известную также как Benz & Cie, в 1883 г. Другой немецкий инженер – Готлиб Даймлер в 1885 г. разработал первый в мире мотоцикл с ДВС, а в 1890 г. основал компанию Daimler-Motoren-Gesellschaft. В 1901 г. она выпустила автомобиль под маркой Mercedes. В 1926 г. эти две компании объединились, и так появился концерн Daimler-Benz, который стал выпускать автомобили под маркой Mercedes-Benz (дочерняя компания с таким именем появилась в концерне только в 2019 г.).
В 1998 г. название концерна сменилось на DaimlerChrysler в результате приобретения немецкой компанией американской корпорации Chrysler, входившей в большую тройку автопроизводителей США. Следующая смена названия произошла, когда немецко-американский союз развалился в 2007 г.: DaimlerChrysler продала 80,1% акций Chrysler за $7,4 млрд частному американскому инвестиционному фонду Cerberus Capital Management. С тех пор немецкий концерн назывался просто Daimler.

Daimler планирует, что в свободную продажу поступит крупная доля акций подразделения. Еще одна крупная доля будет у нынешних акционеров Daimler, а миноритарная достанется Mercedes-Benz. Привлеченные в ходе IPO средства пойдут в первую очередь на развитие зеленых технологий. Daimler Truck делает ставку на водородные топливные элементы для тяжелых грузовиков и дальних расстояний и на аккумуляторные батареи для меньшего веса груза и более коротких расстояний.

Акционеры и инвесторы положительно оценили новость о разделении Daimler. Многие из акционеров, например фонд Union Investment, уже давно призывали руководство отделить производство грузовиков и автобусов от производства автомобилей и легкого коммерческого транспорта, указывая на отсутствие синергии между ними. Котировки акций концерна подскочили 3 февраля на 9% до 64,56 евро – рекорд с мая 2018 г. Рыночная капитализация Daimler составила 71,37 млрд евро. В период с 4 февраля 2020 г. по 3 февраля 2021 г. акции компании подорожали на 52%.

Рост стоимости акций компании ставят в заслугу Каллениусу: его предшественник на посту, Дитер Цетше, не смог добиться устойчивого увеличения рыночной капитализации Daimler. Финансовое положение компании также улучшилось: несмотря на спад продаж из-за пандемии, показатель EBIT в 2020 г. составил 6,6 млрд евро, согласно предварительным данным компании (окончательные результаты за 2020 г. будут объявлены 18 февраля). Аналитики прогнозировали примерно 5,2 млрд евро, а в 2019 г. показатель составлял 4,3 млрд евро.