Автодилер «Рольф» увеличил прибыль по итогам 2020 года в 10 раз

Компании помог выкуп автомобилей «с улицы» в дефицитное время
В нестабильной рыночной конъюнктуре «Рольфу» помог бизнес по продажам автомобилей с пробегом / Сергей Карпухин / ТАСС

Чистая прибыль компании «Рольф» в 2020 г. подскочила в 10,2 раза по сравнению с 2019 г. и достигла 8,934 млрд руб., следует из отчета по МСФО компании. Это рекорд за все время публикации МСФО с 2016 г., рассказал «Ведомостям» представитель автодилера. EBITDA «Рольфа» выросла за год на 68% до 16,055 млрд руб., чистый долг снизился на 27% до 16,123 млрд. При этом выручка предприятия выросла лишь на 4% до 246,2 млрд руб., говорится в отчете.

«Рольф» – крупнейший автодилер РФ по итогам 2020 г., свидетельствуют данные отраслевого портала «Автобизнесревю». И это единственный российский автодилер, который публикует отчетность, хоть и не является публичной компанией.

Компания в минувшем году продала почти 80 000 новых автомобилей (минус 13% к 2019 г.) Для сравнения, весь российский рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 2020 г. снизился на 9,1% до 1,6 млн единиц, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса. По автомобилям с пробегом «Рольф» также занимает первую строчку, продав 65 600 единиц (минус 4% год к году). Остальной рынок (более 50 дилерских холдингов, данные по которым есть у «Автобизнесревю») в сумме продал свыше 450 000 автомобилей с пробегом (тоже минус 4%).

В нестабильной рыночной конъюнктуре «Рольфу» помог бизнес по продажам автомобилей с пробегом, объясняет гендиректор дилерского холдинга Светлана Виноградова в сообщении к отчету. «Компания целенаправленно работала над диверсификацией источников пополнения склада автомобилей с пробегом, сделала ставку на развитие выкупа автомобилей напрямую у клиентов «с улицы», без продажи им нового автомобиля.

Во второй половине года нам, несмотря на дефицит на рынке новых автомобилей, удалось увеличить запасы товарных автомобилей с пробегом, предоставив нашим клиентам максимально широкий выбор», – говорит топ-менеджер. За счет этого, по словам Виноградовой, даже в самый тяжелый период года компания не прибегала к сокращениям персонала.

Дефицит новых автомобилей в России образовался в конце лета 2020 г. как следствие отложенного спроса, который сформировался в апреле – мае, когда салоны в большинстве регионов страны были закрыты из-за ковида. Автозаводы частично простаивали весной наравне с дилерами, но для них ситуация осложнилась нарушением поставок компонентов из-за рубежа, что вынудило их резко снизить темп выпуска продукции.

После скачка продаж новых автомобилей в июле (до 142 000 штук, плюс 7% к июлю 2019 г., по статистике АЕБ) дилеры остались практически без машин в популярных комплектациях. К осени спрос начал превышать предложение и на вторичном рынке, особенно по не слишком старым автомобилям в хорошем состоянии, которые обычно сдают в trade-in, говорили дилеры. «Дефицит по-прежнему сохраняется и, вероятно, по новым машинам сохранится до конца года. Подержанные автомобили у нас есть – из-за роста цен и дефицита на новые автомобили внимание на автомобили с пробегом обращают те, кто раньше рассматривал покупку нового», – сказал «Ведомостям» представитель «Рольфа».

Собеседник «Ведомостей» объясняет причину 10-кратного роста прибыли также и тем, что на фоне дефицита на рынке новых автомобилей снизились, а местами и полностью исчезли скидки клиентам в рамках спецпредложений. Но бизнес по продаже автомобилей с пробегом все равно остается более прибыльным, настаивает он. Скидки на модели автомобилей массового сегмента были практически полностью отменены, соглашается представитель ассоциации «Российские автодилеры».

По оценке «Автостата», средняя стоимость нового легкового автомобиля в России в 2020 г. выросла на 7% по сравнению с 2019 г. и составила 1,68 млн руб.

Аналитик «ВТБ-капитала» Владимир Беспалов не сомневается, что выкуп машин с рынка помог «Рольфу» поднять прибыльность бизнеса. Но рассчитывать на такой сценарий в 2021 г. уже не стоит: «С учетом того, что определенный дефицит автомобилей сохраняется, цены на подержанные автомобили будут приближаться к новым, возможность повысить прибыльность за счет выкупа машин с рынка будет сокращаться», – поясняет он.