«АвтоВАЗ» рассматривает возможность запуска подписки на автомобили

Компания тестирует новый рынок, растущий опережающими темпами
В обществе растет запрос на гибкое владение транспортным средством / Максим Стулов / Ведомости

«АвтоВАЗ» сейчас формирует проект программы подписки на автомобили. Проходят совещания – сидят специалисты, считают, как эта программа будет выглядеть. Готовится презентация проекта для последующего утверждения руководством «АвтоВАЗа». Полагаю, окончательное решение о запуске проекта будет приниматься в конце года», – рассказал «Ведомостям» источник, знакомый с планами компании. По его предположениям, проект «АвтоВАЗа» будет изначально сфокусирован на крупных городах, а его запуск возможен в 2022 г.

Автомобиль по подписке – это более длительная, чем каршеринг, аренда транспортного средства, при этом все заботы о машине берет на себя арендодатель. На российском рынке такие услуги в основном предоставляют компании, принадлежащие самим автопроизводителям: Hyundai Mobility, Volvo Car Drive, Kia Mobility, Skoda Smart Drive, Audi Drive. Есть подобный сервис у «Сбера» и «Яндекс.Драйва», а также у стартап The Mashina, в который АФК «Система» и Фонд развития интернет-инициатив в мае 2021 г. вложили $800 000. Цены на аренду начинаются с 20 000 руб. в месяц за автомобиль бюджетного сегмента – например, Volkswagen Polo.

Мировой рынок сервисов по подписке на автомобили быстро развивается: по прогнозу Allied Market Research, его объем вырастет с $3,5 млрд в 2019 г. до $12 млрд в 2027 г. Лидирует на рынке, по данным JD Power, сервис Care by Volvo, запущенный шведским автопроизводителем в 2017 г. По оценке консалтинговой компании Frost & Sullivan, всего в 2017–2018 гг. в Европе и США на рынке услуг по подписке на автомобили работало 12 технологических стартапов, восемь программ от автопроизводителей премиум-класса, семь программ автодилеров, еще семь – от провайдеров «умной мобильности», три программы от автопроизводителей среднего класса и одна – от производителя машин класса люкс, Porsche Passport. Аналитики прогнозируют, что к 2025–2026 гг. около 10% продаж новых автомобилей в Европе и США будет приходиться на сервисы подписки на автомобили, а общий автопарк таких сервисов достигнет 16 млн единиц при минимальной стоимости подписки $300 в месяц.

Что по рынку?

По данным статистики Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2019 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России снизились на 2,3% к 2018 г. до 1,76 млн единиц. В 2020 г. автосалоны в большинстве регионов России были закрыты в апреле и мае из-за ковида. Последовавшее во второй половине года ослабление карантинных ограничений способствовало восстановлению спроса, но до результатов продаж 2019 г. рынок не дотянул 9,1%. Было продано 1,6 млн автомобилей. АЕБ в своем прогнозе на 2021 г. не ожидала значительных перемен, полагая, что рост продаж составит 2,1% к 2020 г. Ассоциация традиционно обновляет свой прогноз по итогам первой половины года. «Автостат» настроен более пессимистично – в базовом сценарии агентство ожидает сохранение продаж в 2021 г. на уровне прошлого года.
Продажи «АвтоВАЗа» растут: за январь – май 2021 г. в России было продано 160 100 новых Lada, это на 53% больше по сравнению с тем же периодом 2020 г. и на 10% больше показателей доковидного 2019 года (143 400). 

Пионером подписки на автомобили в России стал сервис Willz, запущенный в мае 2018 г. группой частных инвесторов. Он закрылся в 2019 г. из-за разногласий владельцев в отношении перспектив развития проекта. По оценке компании The Mashina, текущий объем всего парка автомобилей по подписке в России не превышает 2000 единиц, их основная часть распределена между тремя игроками – The Mashina, «Сберавтоподписка» и Hyundai.

Но в ближайшие 2–4 года автопарк таких сервисов вырастет в 40 раз до не менее 80 000 автомобилей в 2025 г. и распределится между 4–5 крупнейшими игроками, прогнозирует сооснователь и гендиректор сервиса The Mashina Григорий Дудаш: «Купить автомобиль становится все дороже, и все больше молодых людей осознает, что личный автомобиль – не лучшее вложение денег. Кроме того, в обществе растет запрос на гибкое владение транспортным средством, что позволит автопроизводителям выгодно обновлять автопарк». 

На фоне продолжающегося дефицита на рынке новых автомобилей скидки клиентам в рамках спецпредложений снизились, а местами и полностью исчезли, говорили «Ведомостям» представители автодилеров. Средневзвешенная (с учетом доли на рынке. – «Ведомости») цена нового легкового автомобиля в России в январе – апреле 2021 г. выросла на 12% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составила 1,87 млн руб., следует из данных «Автостата». До конца года цены вырастут еще не менее чем на 5%, чтобы догнать выросшие в прошлом году доллар и евро, говорил «Ведомостям» глава ассоциации «Российские автодилеры» Вячеслав Зубарев. 

Компании организуют подписку не для того, чтобы сейчас получить выгоду, а чтобы застолбить рынок и попробовать, как это будет работать, объясняет источник «Ведомостей», знакомый с планами «АвтоВАЗа». «Поколение тех, кто только садится за руль, хочет перейти от владения к пользованию автомобилем. Но, по моей информации, никто из игроков рынка пока на этом не зарабатывает», – отмечает он. Сервис по подписке при правильном построении может быть прибыльным, не соглашается аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Он считает, что намерение «АвтоВАЗа» развивать этот новый канал продаж вполне логично и производитель сможет найти своего потребителя на нем – особенно в части коммерческих фургонов Largus.