Продажи машин с пробегом в I квартале продолжают расти

Но найти хороший автомобиль за небольшую цену становится все сложнее
Продажи машин с пробегом в I квартале продолжают расти/ Евгений Разумный / Ведомости

Продажи легковых автомобилей с пробегом в России в I квартале 2022 г. выросли на 8,6% в годовом выражении до 1,209 млн шт. Об этом говорится в мартовском отчете «Автостат инфо» по рынку вторичной техники (есть у «Ведомостей»). Из них 865 174 шт. (71,5%) пришлось на иномарки, а 344 172 единицы (28,5%) – на российские бренды. Продажи подсчитаны на основе данных о регистрациях транспортных средств в ГИБДД.

Рост рынка в марте оказался в целом сопоставим с квартальной динамикой. Продажи составили 458 372 машины (+7,9% к марту 2021 г.), следует из отчета. Доля иномарок – 71,3%, оставшиеся 28,7% – у продукции российских концернов. Март стал лучшим месяцем по продажам подержанных автомобилей в I квартале. В феврале было продано 391 665 машин с пробегом (-14,5% относительно марта), в январе – 359 309 авто (-21,6%).

За весь 2021 год продажи легковых машин с пробегом выросли, по данным «Автостата», на 8% до 5,95 млн шт. В 2022 г., по оценкам агентства, вторичный рынок ждет стагнация – новые автомобили в дефиците и слишком дороги, поэтому люди ездят на том, что есть («Ведомости» писали об этом 17 февраля). Всего в 2022 г. будет перепродано не более 5,97 млн машин (+3%), прогнозировало агентство.

«Автостат» официально пока не пересматривал февральский прогноз. Исполнительный директор агентства Сергей Удалов сказал «Ведомостям», что в нынешних реалиях ожидает снижения вторичного рынка в пределах 10% в этом году.

Лидером вторичного рынка в России остается Lada. На ее долю пришлась почти четверть продаж всех автомобилей с пробегом в I квартале, или 297 796 машин. Это на 2% больше по сравнению с I кварталом 2021 г. На 2-м месте с более чем двукратным отрывом – японская Toyota. Ее квартальная доля – 11%, зато рост продаж в январе – марте составил 82% (133 766 машин), а в марте – 81% (51 077 шт.).

Еще почти в 2 раза скромнее оказались продажи корейской Kia: 26 946 авто в марте (+6%), 67 539 машин за I квартал (+3,5%). С небольшим отрывом от нее в пятерку лидеров продаж вошли Nissan и Hyundai.

Самым популярным автомобилем с пробегом у россиян в марте стал Hyundai Solaris: было продано 10 760 таких машин. Модель потеснила традиционных лидеров рейтинга – модели Lada и Ford Focus. На 2-м месте с минимальным отрывом (10 629 авто) – Kia Rio. Следом подряд идут сразу четыре модели Lada – Samara (10 257), Granta (9517), классическая 2107 (9368) и Priora (8892). И только после них, на 7-м месте, Ford Focus с результатом в 8820 проданных машин.

Продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей в марте провалились на 63% до 55 129 единиц, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса. Хуже рынок чувствовал себя только в апреле 2020 г., когда по всей стране был объявлен режим нерабочего времени из-за распространения коронавируса и автосалоны были закрыты. За I квартал 2022 г. снижение продаж составило 28% до 277 332 машин.

В конце февраля – начале марта доступность автомобилей для потребителей резко снизилась из-за начавшейся специальной военной операции России на Украине и ее последствий для экономики. За месяц с момента признания ДНР и ЛНР 21 февраля легковые машины в России подорожали на 50–60%, рассказывали опрошенные «Ведомостями» автодилеры. Это вызвано тем, что, хотя 83% продаваемых в стране легковушек и местной сборки, в них по-прежнему велика доля зарубежных комплектующих, которые закупаются за валюту. На девальвацию и нестабильность рубля к доллару и евро наложились логистические ограничения и приостановка локальной сборки зарубежными автоконцернами.

На 14 апреля в России было задействовано менее четверти производственных мощностей, выпускавших автомобили в 2021 г. В количественном выражении это соответствует выпуску 330 000 машин в год. Первые ориентиры по возобновлению сборки есть пока лишь в отношении Volkswagen Group Rus. Ожидается, что завод в Калуге заработает снова в июне-июле («Ведомости» сообщили об этом 3 апреля).

На площадке «Дрома» продажи автомобилей с пробегом в январе – марте выросли на 1,4% сказал представитель компании, не уточняя абсолютные цифры. По его словам, пик продаж наблюдался в конце февраля – начале марта, когда россияне стали искать, куда можно вложить деньги, чтобы хотя бы сохранить их. За счет этого спрос в марте подскочил в 1,5 раза в годовом выражении, но по итогу месяца предложение на рынке сократилось на 10%, констатировал собеседник «Ведомостей».

В условиях острого дефицита новых машин вторичный рынок, скорее всего, будет расти, но найти хороший автомобиль уже сложнее, чем в прошлом году, отмечает он.

На рынке остаются дорогие или старые автомобили, что будет давать небольшой рост средней цены при сокращении предложения, считает представитель «Дрома».

Количество предложений по машинам с пробегом на «Авто.ру» по итогам марта снизилось на 3%, сказал «Ведомостям» представитель классифайда. Также за март на этой площадке появилось больше дорогих автомобилей стоимостью более 1,5 млн руб. Совокупно они занимают более четверти всех предложений, говорит представитель «Авто.ру». Во II квартале ожидается снижение количества предложений о продаже машин с пробегом, поскольку владельцы будут откладывать смену автомобиля. Это скажется на возрасте парка транспортных средств в стране и будет способствовать росту серого импорта техники из стран СНГ, считает собеседник «Ведомостей».

Подержанные машины в конце февраля – начале марта подорожали на 20–40% на фоне того, что новых нет и не предвидится, напоминает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Но сейчас, в апреле, идет отскок цен к прежним позициям и уже к середине мая рост по рынку составит не более 10–12% к февралю, прогнозирует эксперт. Те, кто хотел дорого продать свой автомобиль, уже воспользовались этим шансом в марте и количество предложений будет меньше, отметил он в беседе с «Ведомостями».