Продажи новых легковых машин в России упали более чем вдвое по итогам 2022 года

Но в текущем году авторынок ждет уверенное восстановление
Отечественная Lada — одна из самых продаваемых машин / Андрей Гордеев / Ведомости

В 2022 г. рынок новых легковых автомобилей в России снизился на 59% до 626 300 машин. Об этом говорится в данных «Паспорта промышленного консалтинга» (ППК) – совместного предприятия аналитического агентства «Автостат» и системы электронных паспортов транспортных средств.

Эти данные практически совпадают со статистикой регистраций новых легковых машин в прошлом году. По подсчетам «Автостат инфо», которые есть у «Ведомостей», в 2022 г. на учет в России было поставлено 629 923 автомобиля, что на 58% меньше по сравнению с 2021 г. Таким образом, рынок легковушек в России за прошедший год откатился к уровням второй половины 1990-х гг.

В декабре 2022 г., по данным ППК, россияне купили 56 745 машин – на 10% больше, чем в ноябре того же года, но на 58% меньше, чем в декабре 2021 г. Свыше 70% всех купленных в последний месяц года новых машин пришлось на российские и китайские бренды, отмечается в пояснениях к статистике. Лидирует отечественная Lada с 19 677 проданными автомобилями. Далее следует большая китайская тройка – Chery (7815 машин), Geely (4483) и Haval (4406). Замыкает пятерку лидеров в декабре корейская Kia (3532 шт.).

На учет в декабре 2022 г. в России было поставлено 60 946 новых легковых машин, свидетельствуют данные «Автостат инфо». Это на 54%, или на 71 950 машин, меньше по сравнению с декабрем 2021 г.

Производство автомобилей всех типов по итогам 2022 г. составит более 600 000 шт., продажи достигнут 800 000 шт., сообщал в интервью ТАСС вице-премьер – глава Минпромторга Денис Мантуров в декабре. В январе прошлого года он говорил, что за 2021 г. выпуск машин в РФ вырос на 10% до более чем 1,5 млн штук, легковых автомобилей – на 8%. По словам чиновника, ситуация в автопроме к концу 2022 г. начала стабилизироваться, несмотря на то что этот сектор пострадал больше других отраслей промышленности.

Автопром в России оказался под давлением из-за санкций за проведение спецоперации на Украине и последовавшего за этим кризиса в логистике компонентов. Большинство импортеров отказались поставлять машины в РФ, а заводы иностранных концернов приостановили производство. Некоторые игроки решили полностью уйти с российского рынка либо сохранить лишь обслуживание уже находящейся в обороте автотехники. Среди них французская Renault, японские Nissan, Toyota и Mazda, немецкий Mercedes, американский Ford. На конец прошлого года из иностранных автозаводов в России работал лишь Haval.

По оценке автоэксперта Владимира Беспалова, в наступившем году продажи автомобилей вырастут примерно на 20%. Конечный результат будет во многом зависеть от предложения, которое сейчас уступает спросу, указывает аналитик. По мере расширения предложения за счет запуска новых сборочных проектов в России и увеличения импорта продажи будут расти, уверен Беспалов.

При нынешних условиях рынок вырастет на 15%, говорит независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Он предполагает, что на импортную технику может быть повышен утильсбор (выплата за каждую произведенную или ввезенную в страну единицу техники, которая призвана компенсировать затраты на ее последующую утилизацию по истечении срока службы. – «Ведомости»), чтобы помочь «АвтоВАЗу» и другим национальным производителям.

«Проблема в том, что как только «АвтоВАЗ» попадает в программы субсидирования, то он увеличивает цены аккурат на размер компенсаций по программам. То есть сейчас в салонах есть модели Lada, но многие их просто не берут, так как та же Vesta в рознице стоит 1,4–1,6 млн руб. Кому она нужна за такие деньги?» – рассуждает Бургазлиев.