Физлица начали активно везти подержанные автомобили через Дальний Восток

В основном везут японские и корейские машины
Юрий Смитюк / ТАСС

Владивостокская таможня за первое полугодие 2023 г. оформила более 130 000 автомобилей, ввезенных физическими лицами для личного пользования. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель таможни. По его словам, это в 2 раза больше, чем в январе – июне прошлого года. В первом полугодии этого года больше всего автомобилей было растаможено за июнь – 28 000 шт. против более 15 000 годом ранее, следует из данных таможни.

«Резкий рост ввоза иномарок произошел в прошлом году из-за ряда факторов: введенных санкций в отношении России, ухода с российского рынка крупных международных автомобильных компаний, выгодного курса валют и дефицита новых автомобилей, что продолжает сохранять динамику ввоза автомобилей на сегодняшний день», – отметил собеседник.

На 9% до 37 678 машин выросла перевалка автомобилей за первое полугодие на Владивостокском автомобильном терминале (ВАТ), сообщила пресс-служба группы Fesco 3 июля. ВАТ находится на территории Владивостокского морского торгового порта (ВМТП), который входит в Fesco. В июне терминал установил рекорд по месячной перевалке транспортных средств (ТС) – 14 289 единиц автотехники. Начало года – январь и февраль были низкими месяцами, когда приходило по 5500 машин, но уже в марте произошел ожидаемый подъем до 8101 автомобиля, отмечалось в релизе.

«За 2022 г. в ВМТП пришло 83 870 автомобилей. Прирост составил около 30% в сравнении с 2021 г. – в абсолютных цифрах это увеличение почти на 20 000 машин. На смену новым японским и корейским автомобилям пришли китайские Chery, которые направляются напрямую дилерам. Но в общем объеме количество новых машин уменьшилось значительно, ажиотажный импорт пришелся на бывшие в употреблении автомобили из Японии», – сообщила Fesco.

Помимо ВМТП обработка ввозимых автомобилей на Дальнем Востоке идет и на терминале Восточной стивидорной компании, которая входит в Global Ports. «Ведомости» направили вопросы в компанию.

В январе – мае 2023 г. в Россию было завезено 171 500 новых легковых автомобилей и 178 500 – с пробегом, следует из данных «Автостата» и системы электронных ПТС. Это в 2,7 и 3 раза больше по сравнению с тем же периодом 2022 г. соответственно. Причем в мае 2023 г. из 51 193 импортированных новых машин 75% было китайских, а из 37 407 подержанных 51% – японских. Также растет доля параллельного импорта (ввоза ТС без разрешения правообладателя), следует из данных «Автостата». В мае 2023 г. его доля составила 16% от общего количества проданных легковых машин, тогда как годом ранее – 10%.

Структура отечественного авторынка значительно изменилась в 2022 г. после того, как иностранные автоконцерны ушли из России в связи с СВО и выпуск новых машин в стране резко упал. По данным «Автостата», производство легковых автомобилей в России в 2022 г. снизилось на 66% до 448 300 единиц техники, за пять месяцев 2023 г. – на 29% год к году до 187 600 машин. Продажи легковых машин в прошлом году упали на 59% до 626 281 шт. В 2022 г. правительство разрешило параллельный импорт машин покинувших страну автобрендов.

Параллельный импорт не может полностью удовлетворить спрос на машины зарубежных брендов, говорит представитель отраслевого автомобильного портала «Дром». По его словам, дефицит предложения стараются компенсировать за счет так называемых почти новых (без пробега по РФ) автомобилей из Японии и Кореи. «Экспорт подержанных машин из этих стран – один из ведущих способов поставки автотехники в Россию сегодня. Легковые автомобили до 6 млн иен (3,66 млн руб. – «Ведомости») можно ввезти по маршруту Япония – Владивосток, санкции на них не распространяются», – отметил собеседник. По его оценке, на линии Владивосток – Япония постоянно работает более шести крупных паромов (до 600 машино-мест на каждом). Также есть несколько судов с меньшим тоннажем.

Так как число паромов на линии ограничено, за месяц можно вывезти из Японии максимум 20 000 автомобилей, подсчитали в «Дроме». «Сложно сказать, как скажется ослабление рубля на импорте японских автомобилей. Пока говорить о снижении спроса рано», – указывает представитель компании. За июнь, как следует из данных Мосбиржи, рубль ослаб к доллару на 10,5% (8,54 руб.), к евро – на 13% (11,3 руб.), к юаню – на 8,4% (95 коп.). Во вторник, 4 июля, доллар превысил отметку 90 руб. впервые с 28 марта 2022 г., евро – отметку 98 руб. впервые с 29 марта прошлого года.

Такая динамика ввоза подержанных машин создает и определенные риски для продажи отечественных автомобилей, полагает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Он напоминает, что в прошлом году немалая доля продаж новых машин все еще приходилась на складские запасы ушедших автоконцернов. «Основной поток подержанной автотехники шел через Владивосток, там весь регион живет этим бизнесом. Вероятно, единственное, что может его остановить, – это повышение ставок утильсбора (платеж в бюджет. – «Ведомости») на автомобили с пробегом», – говорит эксперт.

«Ведомости» направили запрос в Минпромторг.