Toyota RAV4: Сноса не будет

Корреспондент «Пятницы» выяснял, что новый семейный кроссовер позаимствовал у игры Angry Birds
Кирилл Тищенко

Наше время в мировой истории наверняка будет отмечено, помимо прочего, господством Toyota в автопроме и Angry Birds – в индустрии мобильных развлечений. В обновленном модельном ряду японской компании два глобальных тренда сошлись воедино. Ряды новых RAV4 на стоянке перед отелем клювасты и насуплены, у них круглые попы и пестрые перья «трехмерных» фонарей. Дизайн прежнего Toyota RAV4 был выражением усредненного представления о кроссовере из коллективного бессознательного, новый автомобиль несет вполне конкретный зооморфный образ , рождающий эмоциональную связь. Преемственности во внешности с предыдущими поколениями – никакой, изменились и размеры. Новичок на 205 мм длиннее предшественника (он вырос до 4570 мм), при этом воспринимается достаточно компактным автомобилем как снаружи, так и при маневрировании.

Внутри градус изумления нарастает. У нового «рафика», пожалуй, самая необычная архитектура передней панели среди недорогих внедорожников: от пассажирской двери до приборки тянется что-то вроде изогнутой дизайнерской столешницы. На ее выдвинутый в салон прилив, RAV4, словно щедрый хозяин, выставляет главное богатство своего интерьера – блок, объединяющий мультимедийную систему и климат-контроль. Монументальная посеребренная бандура существует как бы отдельно от остальной панели и напоминает музыкальные центры 90-х. Музыку система воспроизводит с приятно ухающими басами, но пока плохо владеет русским – мы с напарником, например, не решились выполнять звучавшее посреди оживленных автострад указание «Перейдите текущую дорогу». Зато к экрану нареканий не было – сенсорная ЖК-панель диагональю 6,1 дюйма выдавала четкую картинку, не бликовала и точно реагировала на прикосновения. Пластик в салоне преимущественно твердых сортов, но в RAV4 он создает ощущение скорее долговечности и прочности, чем дешевизны.

/Toyota

Из Барселоны мы выехали на RAV4 с бензиновым двухлитровым мотором и «механикой». Тоненький высокий рычаг переключения скоростей торчит из тоннеля рудиментарным хвостиком: при работе с ним складывается ощущение, что этот орган попал сюда по ошибке из другого, более тщедушного и старого автомобильного тела. Передачи приходится искать на ощупь, а короткие ходы рычага скорее осложняют процесс, чем помогают. Оценить достоинства «механического» RAV4 удается только после выезда на трассу: воткнул высшую передачу – и наслаждайся устойчивостью на прямой и тишиной в салоне, прерываемой только шумом набегающего воздуха.

На следующий день мы испытывали версию с бензиновым 2,5-литровым двигателем и 6-ступенчатым «автоматом». Эта связка позаимствована у Camry, и она преображает автомобиль: вместе с металлическими потрохами RAV4 словно получает вытяжку из характера бизнес-седана, провоцируя на вальяжную, размеренную езду. В такой машине уже кажутся само собой разумеющимися такие приятные мелочи, как датчик освещения, автоматически зажигающий фары, система мониторинга слепых зон и электропривод двери багажника.

/Кирилл Тищенко

Последний не имеет датчика, сообщающего о препятствии на траектории хода, и остановить процесс закрытия-открытия можно только нажав на кнопку в торце двери или придержав ее крепкой мужской рукой. Наблюдая за живностью в испанской деревне, я сразу представил ее шмыгающей в закрывающийся зев багажника RAV4 (кошки, как известно, принципиально заходят только в закрывающиеся двери, и так, чтобы не видел хозяин) и даже обрисовал эту гипотетическую ситуацию представителю Toyota, спросив о возможных последствиях. В ответ мне вежливо предложили самостоятельно отловить кошку и провести испытание.

/Кирилл Тищенко

Выехав на горный серпантин, мы раскрыли еще одну грань характера новинки, нажав неприметную кнопку Sport под «столешницей» на центральной консоли. Удивительно, что она не пульсирует красным светом где-то рядом с кнопкой запуска двигателя: японцы вполне имели на это право, ведь ради нее они разработали уникальный алгоритм работы полноприводной трансмиссии. Если в обычном режиме задняя ось подключается только при проскальзывании передних, то Sport заставляет систему полного привода реагировать на поворот рулевого колеса. При отклонении его на 15 градусов и более на задние колеса «превентивно» поступает 10% крутящего момента, которые могут вырасти до 50% в повороте, если датчик вращения вокруг оси зафиксирует снос. На презентации возможности режима проиллюстрировали рисунком: при одинаковой скорости движения в повороте RAV4 с включенным спортивным режимом оставался в своей полосе, тогда как автомобиль с «гражданским» режимом работы практически целиком выплыл на «встречку».

На деле это означает, что на извилистой дороге «злая птичка» превращается в веселого пса, следующего за рулем мордой, как за сахарной косточкой. Короткий капот, вогнутый посередине, начинает напоминать о среднемоторных спорткарах. Поверив в возможности системы, можно забыть о педали тормоза и размашисто орудовать баранкой, не сбрасывая скорость даже перед крутыми виражами. Об абсурдности и безответственности такого поведения за рулем семейного кроссовера нам вскоре громко напомнили наши же чемоданы, со стуком летавшие по багажнику. Но я не послушался – и через пару километров съехал с серпантина, сраженный приступом «морской болезни». Пусть новые сиденья хорошо держат в поворотах тело, а новые технологии – автомобиль, но забывать о кренах высокого кузова в RAV4 не стоит.

После веселой прогулки в горах мне было немного жаль уводить автомобиль на «внедорожную трассу», проложенную вокруг виноградника. Да, RAV4 способен проползти по разбитой дороге с глубокими ямами и взобраться на скользкий склон после короткой пробуксовки. Но с ним куда интереснее на асфальте, с нажатой кнопкой Sport. Ее, по-хорошему, все же надо поменять местами с кнопкой блокировки дифференциала, занимающей почетное место у руля. Для Toyota, видимо, было делом принципа хоть в чем-то сохранить преемственность и верность традициям, и пусть с таким подходом многие будут продолжать думать, что RAV4 – это про езду в грязи и возможность перелезть через бордюр. Для России это правильно, ведь испанский серпантин в комплекте с новым RAV4 не приобретешь.