Ford Sollers не ждет восстановления авторынка России раньше 2017 года

undefined

Потенциально перспективный российский авторынок не восстановится в ближайшие два года из-за политической и экономической нестабильности, а в случае отсутствия господдержки в первом полугодии 2015 г. его ждет значительный спад, считает президент совместного предприятия Ford Sollers Тед Каннис. "Если не будет дополнительных действий [по поддержке авторынка со стороны властей России] после 2014 г., то в первом полугодии следующего года мы увидим быстрый и очень значительный спад продаж. Очень значительный", - сказал на "Саммите Рейтер" Каннис.

В прошлом году продажи автомобилей на фоне стагнирующей экономики сократились на 5,5% до 2,78 млн машин, а за восемь месяцев 2014 г. рынок рухнул на 12% до 1,58 млн под воздействием экономического спада, политической нестабильности из-за конфликта на Украине и санкций Запада.

В надежде поддержать стремительно падающий рынок правительство с сентября ввело в действие программу "деньги в обмен на автохлам" стоимостью 10 млрд руб., по которой планирует продать до 170 000 машин. Но скидку на покупку нового автомобиля взамен сданного в утиль можно будет получить только до конца 2014 г.

Программа утилизации, а также льготное кредитование с субсидированием процентной ставки - полезные меры, от которых выигрывают и покупатели, и производители, и государство, считает Каннис, но главное, что нужно авторынку, - стабильность, которая необходима для восстановления потребительской уверенности и горизонта планирования в автобизнесе.

Девальвация рубля, рост ставок по банковским кредитам, политическая нестабильность и западные санкции вызвали падение спроса и потребительской уверенности, сказал Каннис. "Неопределенность - это большая проблема. Люди не решаются на дорогие покупки, когда они не уверены в будущем. В автомобильном бизнесе - это фактор номер один". "Признаков быстрого восстановления в ближайшие два года я не вижу, - говорит Каннис. - Для улучшения нужно, чтобы банковские ставки по потребительским кредитам пошли вниз, чтобы улучшились потребительский и бизнес-климат".

Он сказал, что для производства автомобилей нужна определенность как минимум на год вперед, а для новых инвестиций в автобизнес - на 3-5 лет. "Этот горизонт - он очень важен, это то, отталкиваясь от чего, я могу разговаривать с акционерами и инвесторами". "Стабильность - вот что нам сейчас нужно. Пожалуйста, больше стабильности!" - резюмировал Каннис.

Бизнес-план СП предусматривает инвестиции в развитие в размере 74 млрд руб. в течение 10 лет, 18 млрд из которых - имущественный вклад сторон, 36 млрд - кредит Внешэкономбанка, а остальные должны быть вложены за счет реинвестирования прибыли самого СП.

Сейчас компания приносит своим акционерам только убытки - по данным отчета Соллерса, Ford Sollers в первом полугодии 2014 г. получил 3,43 млрд руб. убытка при выручке 25,5 млрд.

На конец 2013 г. общая мощность заводов Ford Sollers в России составляла 325 000 автомобилей в год, но по итогам года было продано около 106 000 штук. За первые восемь месяцев 2014 г. Ford стал лидером падения в первой десятке брендов. Его продажи рухнули на 43% до 39 670 штук за восемь месяцев, а в августе падение достигло 57%: компании удалось продать всего 3852 машины.

Кроме расширения модельного ряда Ford Sollers работает над увеличением локализации, для того чтобы сократить выросшие за счет ослабления рубля к евро затраты и сдержать цены. Ford Sollers, собирающий 95% модельного ряда внутри страны, в этом году повысил цены только на 5%, хотя его затраты значительно выросли, сказал Каннис.

"В январе 2013 он [курс рубля] был около 40 руб. за евро, теперь это 49,5. - Это рост наших затрат [на импортные комплектующие] на 25%". "Мы достигли уровня локализации в 37%, к концу года у нас будет 40% - это даже больше, чем от нас требует правительство".

"Но в долгосрочной перспективе, по нашему мнению и по мнению наших партнеров, Россия потенциально может стать крупнейшим рынком в Европе, - говорит Каннис. - Уровень автомобилизации населения по-прежнему низок, он составляет лишь 60-70% от уровня автомобилизации Польши или Чехии, половину - от уровня Испании".

По информации "Автостата", на середину года в России на каждую 1000 жителей приходилось около 280 автомобилей. Около трети парка год назад приходилась на автомобили старше 10 лет.

По итогам восьми месяцев российский рынок стал вторым в Европе после Германии, где было продано чуть более 2 млн машин, немного обогнав Великобританию (1,53 млн штук), говорится в отчете Ассоциации европейских автопроизводителей.

Ford Sollers, объявивший в этом году о сокращении 700 человек и снижении объемов производства из-за плохого рынка, не собирается сворачивать инвестиции или менять инвестплан, заверил Каннис. Компания, как и планировалось, вложит в свое развитие $1,5 млрд до конца 2015 г., сказал он.

"Завод двигателей за $270 млн - по плану, реконструкция двух заводов в Татарстане - по плану, начало производства пяти новых моделей - по плану, - сказал он. - Мы не меняем наших планов на долгосрочную перспективу. Здесь [в России] есть потенциал для тех, кто выживет".