Статья опубликована в № 2529 от 25.01.2010 под заголовком: Крупным планом: Деньги из конвертов

"Почта России": как обратить закупки на аукционах в свою пользу

Чтобы сократить расходы, все госучреждения и многие компании перевели закупки на аукционную систему: кто даст лучшую цену. Но часто эти аукционы – только видимость. Примером может служить «Почта России»
  • Ирина Резник,
  • Светлана Петрова,
  • Игорь Цуканов
  • / Ведомости
А.Махонин
О пользе конкуренции. 534

миллиарда рублей – в такую сумму оценивает ФАС экономию бюджетных средств, которая была достигнута в 2006–2008 гг. за счет проведения электронных торгов при госзакупках.

ФГУП «Почта России»

Национальный почтовый оператор. Находится в государственной собственности. Финансовые показатели (2009 г.): операционный доход – 96 млрд руб., чистая прибыль – 200 млн руб. Насчитывает 85 филиалов, около 42 000 отделений почтовой связи, 415 000 сотрудников. Ежегодно принимает, обрабатывает и доставляет более 1,6 млрд писем, 54 млн посылок и более 180 млн денежных переводов.

Когда нас перестали пускать на торги, я обратился за разъяснениями на «Почту России». И один из руководителей недвусмысленно мне сказал, что моя организация под любым формальным предлогом не будет допущена к участию в аукционах», – рассказывает Константин Натович, гендиректор ООО «Реал плюс», торгующего конвертами, сургучом, шпагатом и другими необходимыми в почтовом деле мелочами.

«Ко мне обращались с предложениями от одной из трех фирм, которые «Почта» допускает к аукционам, – утверждает Виктор Шкрунин, главный технолог ООО «Вирни м», поставлявшего раньше для «Почты» полиэтиленовые пакеты. – Мне сказали, что «Вирни м» допустят до торгов, если мы будем отдавать деньгами до 30% от стартовой цены. Мы отказались, и после этого нас не допускали».

«Такого просто не может быть!» – возмущена представитель «Почты России» Елена Диденко. Но расследование «Ведомостей» показывает, что очень даже может.

Модная система

До начала 2008 г. почти все закупки «Почта России» делала через ФГУП «Межрегиональный специализированный почтовый центр» (МСПЦ). МСПЦ был создан в 1991 г. как эксклюзивный поставщик «Почты», в ноябре 2006 г. преобразован в ОАО, но при этом на 100% остался в госсобственности. МСПЦ закупал для «Почты» компьютеры, почтовые машины, технику и около 80% расходных материалов (бумагу, конверты, скотч, сургуч и т. п.); остальное региональные отделения приобретали напрямую.

На упаковочные и канцелярские материалы «Почта» тратит не так много: по словам Диденко, в 2009 г. – 106 млн руб., а весь бюджет на закупки по итогам электронных торгов был 3,3 млрд руб.

Статус ФГУП позволяет «Почте» проводить большую часть закупок вне конкурсов, напоминает Диденко. «ФГУПы не подпадают под действие закона о госзакупках», – подтверждает директор департамента Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Михаил Евраев. Тем не менее, по словам Диденко, чтобы добиться оптимальных закупочных цен, Минсвязи еще в 2002 г. поручило «Почте» организовать систему конкурсных торгов.

Первый аукцион прошел только в ноябре 2006 г. – на поставку огнетушителей на 2,5 млн руб. Потом торгов почти год не было. Тем временем в компании сменилось начальство: осенью 2007 г. место гендиректора Игоря Сырцова занял бывший президент Сбербанка Андрей Казьмин.

«Тему с торгами поднял и. о. главы «Почты России» Андрей Коновал, – вспоминает бывший руководитель отдела материально-технического обеспечения «Почты» Станислав Куцаев. – Казьмин сразу же поддержал эту идею и возобновил договорные отношения с торговой площадкой Setonline. Начали с двух позиций (бумага и канцелярские принадлежности), а к концу 2008 г. практически все эксплуатационные (расходные) материалы закупались через электронные торги».

По словам Куцаева, когда начались торги, все сразу увидели разницу между поставками через МСПЦ и напрямую: цена снизилась на 15–25%. Благодаря аукционам «Почте» удалось сэкономить на закупках. В 2008 г. было проведено более 2000 электронных торгов по 16 группам товаров – совокупная стартовая цена в 870 млн руб. в итоге понизилась на 141,5 млн руб., говорится на сайте «Почты». Диденко утверждает, что по результатам электронных торгов за 2008 г. цена снизилась в среднем всего на 5,3%, а основное снижение цен было вызвано переходом от закупок мелких партий товара (бумага, канцелярские товары, картриджи) у небольших компаний к ежеквартальным оптовым закупкам у производителей или крупных поставщиков.

Финансовое положение МСПЦ, напротив, ухудшалось: выручка от продаж в 2008 г. по сравнению с 2007 г. упала на треть: с 963,95 млн руб. до 646,25 млн руб. Но МСПЦ не собирался так просто сдавать позиции.

«МСПЦ не раз обсуждал с нами тему неучастия нашей компании в аукционе, чтобы не создавать излишней конкуренции, – говорит Натович из «Реал плюс». – За это МСПЦ обещал покупать продукцию у нас». Руководители МСПЦ давление на «Реал плюс» опровергают.

В январе 2009 г. начальство на «Почте» опять сменилось: Казьмин ушел, его сменил бывший гендиректор «Связьинвеста» Александр Киселев. А в феврале поставщики «Почты» обнаружили, что запущенные при Казьмине торги в электронной системе Setonline остановлены.

За бортом

«Сначала я подумал, что это технический сбой, – вспоминает Натович. – Стал звонить на «Почту». Мне сказали: нам тут некогда торгами заниматься – мы все пишем заявления об уходе. Я позвонил в региональные отделения и там услышал тот же ответ».

«В феврале прошлого года меня и несколько моих коллег, отвечавших за материально-техническое обеспечение филиалов «Почты», вызвали в отдел кадров и сообщили, что новая администрация не видит нас больше в этих должностях, – рассказывает Куцаев. – Давайте вы уйдете по соглашению сторон, сказали нам. Я спросил: а какие варианты? Мне ответили: без вариантов, найдем причины уволить и по статье» (Диденко, правда, утверждает, что масштабных кадровых перестановок в имущественном блоке «Почты» тогда не было).

С середины февраля 2009 г. два месяца «Почта» вообще не проводила никаких аукционов в системе Setonline, а первые торги по закупке эксплуатационных материалов прошли только в июне. Но независимым поставщикам вход на аукционы был закрыт, говорит Натович. Поставщики жалуются, что за редким исключением к торгам по эксплуатационным материалам с тех пор допускались только три компании: ОАО «МСПЦ», ООО «Пром-снаб», ООО «Норден дом».

«В 2009 г. в конкурсах и аукционах «Почты России» участвовало около 200 поставщиков, – говорит Диденко. – «Почта» проводит все аукционы в строгом соответствии с регламентами, устанавливающими критерии допуска поставщиков».

Три товарища

Проверить все торги «Почты» за два года или даже за год – задача для газеты неподъемная: по данным Setonline.ru, в 2009 г. состоялось более 2100 аукционов на общую сумму около 3,3 млрд руб., информация по каждому аукциону (в котором бывает не один лот) хранится в отдельном файле на сайте Setonline.ru. Поэтому «Ведомости» ограничились только торгами по расходным материалам и только в двух кварталах – в IV квартале 2008 г., когда независимые поставщики, по их словам, допускались к торгам, и в IV квартале 2009 г., когда независимых, по их словам, пускать перестали (см. таблицу www.vedomosti.ru).

В «казьминском» квартале 2008 г. состоялось 49 аукционов по расходным материалам на общую сумму 19 млн руб. В торгах участвовали 38 компаний. На 27 аукционах на сумму 9,52 млн руб. победил МСПЦ, еще на пяти – «Реал плюс» (2,6 млн руб.), на трех – ООО «Канцмаркет» (1,52 млн руб.). На остальных аукционах победили еще 13 компаний.

Конечная цена при этом снижалась на 0,5–67% от стартовой, количество участников доходило до девяти, а торги могли идти не один день. Например, в ходе аукциона A_3155 было сделано 102 шага, начался он 11 ноября, а закончился 14-го со снижением почти на 52% от стартовой цены (201 040 руб. против 417 124 руб. на старте). А в результате торгов 21 октября (A_2702) чековая лента обошлась на 67% дешевле стартовой цены.

В «киселевском» квартале 2009 г. состоялось 74 аукциона (в четырех было больше одного лота) по расходным материалам на 73 млн руб. Ко всем торгам были допущены только три компании: уже названные выше МСПЦ, «Пром-снаб» и «Норден дом». МСПЦ выиграл 57 лотов (сумма – 53,83 млн руб.), «Пром-снаб» – 20 (12,98 млн руб.), а «Норден дом» – 6 (6,42 млн руб.).

Конечная цена при этом, как правило, снижалась на 0,5–1%, это и немудрено: участники торгов делали всего 1–2 предложения. Лишь раз стоимость закупки упала сильнее – на 3,23% по лоту на 56 000 руб., но также после одного предложения (выиграл МСПЦ). «Ведомостям» удалось обнаружить лишь один случай, когда было сделано три предложения и торги при этом состоялись.

«Пром-снаб», согласно ЕГРЮЛ, зарегистрирован в ноябре 2008 г. Эта компания не чужая МСПЦ: ее гендиректором на 1 января 2009 г. в СПАРК значился Игорь Асманов, который работает заместителем гендиректора МСПЦ. С июня 2009 г. у «Пром-снаба» другой директор – Сергей Прорубщиков, а единственный владелец – кипрский офшор «Эдбери энтерпрайзес лтд».

Как следует из ЕГРЮЛ, Асманов был гендиректором еще одного ООО со схожим названием – «Промснаб», зарегистрированного в октябре 2008 г. У «Промснаба» с МСПЦ один и тот же юридический адрес, а учредитель «Промснаба» – Вадим Поликарпов, возглавляющий МСПЦ с февраля 2004 г.

«Норден дом» зарегистрирован в Горно-Алтайске в 1999 г., его владельцы – физлица. Прямой связи между этой компанией и МСПЦ «Ведомостям» найти не удалось – только косвенную: в контрактах с «Реал плюс» (копии есть у «Ведомостей») «Норден дом» просит отгрузить продукцию на склад МСПЦ.

Все три менеджера – Асманов, Поликарпов и Прорубщиков – дружно отрицают аффилированность МСПЦ, «Пром-снаба» и «Норден дома». Их версия такая: после смены в 2007 г. руководства «Почты» позиции МСПЦ пошатнулись и оттуда в «Пром-снаб» ушли многие сотрудники, в том числе Асманов – организовывать новый бизнес по поставкам расходных материалов. А когда после новой смены руководства «Почты» в 2009 г. ситуация стабилизировалась, Асманов вернулся в МСПЦ. И сейчас он не имеет к «Пром-снабу» никакого отношения. А к «Норден дому» МСПЦ и не имел никакого отношения. Кто бенефициары «Пром-снаба» и «Норден дома», менеджеры не знают.

Гендиректор «Почты России» Александр Киселев говорит, что его компании ничего не известно о какой-либо взаимосвязи между МСПЦ, «Пром-снабом» и «Норден домом». «Почта», по его словам, «лишь располагает предоставленными ей в рамках конкурсной документации материалами, а с вопросами по поводу управления логичнее обращаться в сами компании».

«Теоретически во взаимосвязи участников торгов нет ничего противозаконного – такие приемы используются в конкурсной практике достаточно часто, – рассуждает топ-менеджер «Почты России». – К тому же речь идет о конкурсах на столь незначительные по меркам «Почты» суммы, что руководство предприятия никогда подробно не изучало, кто в них побеждает. Оно отслеживает сделки от 0,5 млн руб. и выше. Менее масштабные сделки контролируют профильные дирекции».

Еще два товарища

Доминирование «большой тройки» на аукционах приводит к тому, что «Почта» переплачивает за расходные материалы, утверждает Натович из «Реал плюс». Ему удалось узнать в одном из региональных управлений «Почты» цены, по которым оно закупает товары у МСПЦ, и он сравнил их с ценами своей фирмы. По некоторым позициям, по словам Натовича, превышение доходит до 71,3%. Например, бумажный шпагат у «Реал плюс» стоит 59,7 руб., а МСПЦ продает его «Почте» по 102,26 руб., сургуч при средней цене в 42,4 руб. стоит у МСПЦ 62,19 руб. «Я сделал анализ закупочных цен по семи наименованиям, поставленным в июле, октябре и ноябре 2009 г., выяснилось, что только по ним «Почта» переплатила 578 900 руб.», – утверждает Натович.

При этом основная прибыль, по информации Натовича, достается даже не МСПЦ. «Я связался с МСПЦ, – рассказывает он, – и мне предложили реализовать остатки продукции через ООО «Омела» и ООО «Аркада» по заниженным ценам. Аргументировали тем, что кроме «большой тройки» всем остальным доступ на рынок расходных материалов «Почты» закрыт. Выбора не было, я согласился. Заключил договоры с предложенными компаниями и отгрузил им всю продукцию. По договорам поставок местом отгрузки товара указывался склад МСПЦ» (копии договоров есть у «Ведомостей»).

По словам Натовича, ООО «Реал» продало курьер-пакеты «Омеле» по цене 6,7 руб. за штуку, а МСПЦ, по его информации, эти пакеты закупил через несколько посредников, включая «Омелу», за 15–16 руб. и продал «Почте России» за 18 руб.

У Асманова из МСПЦ другая интерпретация: «Это было их условие, компании «Реал плюс», чтобы мы закупали через «Омелу», «Аркаду» и т. п. Мы сейчас все это разорвали и по этим цепочкам не работаем». По данным ЕГРЮЛ, гендиректор и учредитель «Аркады» – Алексей Ровшанович Ковтун. Человек с такой же фамилией, именем и отчеством значится учредителем еще 69 фирм, а в СПАРК – руководителем 91 компании. Учредитель и гендиректор «Омелы» – Александр Панкевич. Связаться с Ковтуном «Ведомостям» не удалось, а Панкевич отказался от комментариев.

Киселев утверждает, что «Почта» не переплачивает, так как «заранее анализирует диапазон рыночных цен на нужные ей товары и услуги и, объявляя аукцион, устанавливает верхнюю границу цены». Почта, по оценке Диденко, экономит за счет электронных торгов минимум 20%. Цены на конкретные товары представители «Почты» обсуждать отказываются.

Добро пожаловаться

В декабре прошлого года «Реал плюс» и «Вирни м» пожаловались на «Почту» в ФАС, Генпрокуратуру и Счетную палату (копии письма есть у «Ведомостей»). В нем поставщики просят обратить внимание на ситуацию с поставками расходных материалов для «Почты России», которая сложилась после смены руководства компании: от аукционов отстраняют всех независимых поставщиков, оставляя только три, по информации авторов письма «явно тесно связанных между собой» фирмы. Служба получила обращение «Реал плюс» и готовится возбудить в отношении «Почты» административное дело, рассказал замруководителя управления ФАС Дмитрий Рутенберг. «Минкомсвязи поручило разобраться с ситуацией Федеральному агентству связи, и оно пришло к выводу, что это «коммерческий спор субъектов рынка», который надлежит решать в суде», – говорит сотрудник пресс-службы министерства. В Счетной палате и Генпрокуратуре еще не видели жалобу поставщиков. «Порой сотрудники «Почты России» допускают процессуальные ошибки при проведении торгов или компании предоставляют некорректную информацию о себе, – признает Киселев, – но, как только это выясняется, виновных наказывают. При этом ФАС, хотя и получала десятки жалоб от поставщиков, ни разу не признала «Почту России» нарушителем закона».

А 22 декабря 2009 г. «Реал плюс» подала иск в Арбитражный суд Москвы, потребовав признать недействительными результаты трех тендеров «Почты России», на которые она не была допущена под надуманными, как считает Натович, предлогами: за то, что в тексте банковской гарантии вместо слова «аукцион» стояло «конкурс»; за опоздание с подачей документов (это сотрудник «Почты» поставил неправильное время, утверждает Натович). Почта неоднократно выигрывала судебные дела, подобные нынешнему, и чувствует себя вполне уверенно, говорит Диденко.

Старые знакомые

Гендиректором «Почты России» работает Александр Киселев, а его первым заместителем – Денис Чуйко. На рынке телекоммуникаций они известны одним громким проектом. Дело было в конце 2007 г. Чуйко, который выступал как владелец ООО «Единая почтовая корпорация» (ЕПК), сделал Киселеву, который работал гендиректором «Связьинвеста», интересное предложение: «дочки» «Связьинвеста» платят 3,2 млрд руб. за 49% подконтрольной ЕПК фирмы «Системы гибридной печати» (СГП), а СГП на эти деньги строит региональные центры, которые станут принимать от «дочек» «Связьинвеста» электронную информацию о счетах, распечатывать ее на бланках и доставлять абонентам. Советы директоров «дочек» «Связьинвеста» дружно взялись голосовать «за». Но в дело вмешалась Ассоциация по защите прав инвесторов, представляющая миноритариев «дочек». Она возмутилась: компании «Связьинвеста» будут финансировать «рискованный непрофильный проект без гарантий возврата инвестиций», причем приобретут неконтрольный пакет, но будут главными потребителями его услуг. Это очень похоже на «схему обогащения физических лиц – бенефициаров контролирующего акционера СГП», сочли миноритарии. Вопросы по сделке возникли и у АФК «Система», владеющей 25% плюс 1 акция «Связьинвеста». В итоге «Связьинвесту» пришлось заморозить проект, а затем и вовсе забраковать, после того как в феврале 2009 г. гендиректором «Связьинвеста» был назначен Евгений Юрченко.

Президент Дмитрий Медведев:

«Понятно, что объемы коррупции в этой сфере [госзакупок] просто огромны и в отличие от других ситуаций они практически не подсчитываются и не видны, но, судя по некоторым экспертным данным, эти объемы просто колоссальны». ИТАР-ТАСС, ноябрь 2009 г.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать