Российский суд раскрыл отчетность российского "Ашана"

Французский ритейлер Auchan, никогда не раскрывавший своих финансовых показателей в России, вынужден был сделать это в судебном споре с налоговиками. Оказалось, что по объему розничной выручки «Ашан» уступает лишь лидеру рынка – X5 Retail Group, а по эффективности продаж обгоняет и его

Операционная компания сети гипермаркетов, ООО «Ашан», пытается оспорить решение Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам о взыскании 739,7 млрд руб. налогов, пеней и штрафов. В середине марта компания подала иск в московский арбитражный суд, а также попросила в обеспечение иска приостановить действие решения налоговиков, чтобы они не могли взыскивать спорную сумму. Суд пошел навстречу компании, следует из определения суда об обеспечительных мерах (копия есть у «Ведомостей»). В этом же документе указаны и основные показатели деятельности торговой сети, и данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках ООО «Ашан» за девять месяцев 2009 г. Сама компания эти данные никогда не раскрывала.

Как указано в определении суда, средняя выручка ритейлера в месяц составляет 15–20 млрд руб. Таким образом, в 2009 г. выручка операционной компании «Ашана» могла составлять от 180 млрд руб. до 240 млрд руб. По этим показателям «Ашан» уступает лишь лидеру российского рынка розничной торговли – компании Х5 Retail Group, чистая розничная выручка которой в 2009 г. составила 275 млрд руб. При этом по показателю выручки на квадратный метр торговой площади «Ашан» обгоняет даже Х5. У французского ритейлера в России 36 гипермаркетов: это магазины «Ашан» площадью до 20 000 кв. м и «Ашан сити» – около 5000 кв. м. Поскольку их общая площадь составляет чуть более 300 000 кв. м, выручка на единицу площади получается в границах 600 000–800 000 руб. Для сравнения: X5 в прошлом году удалось достичь уровня продаж в 258 884 руб. с 1 кв. м торговой площади, у сети «Магнит» этот показатель был равен 161 000 руб.

Представитель пресс-службы «Ашана» отказался прокомментировать представленные в определении финансовые показатели. Топ-менеджер компании – поставщика «Ашана» объясняет такую эффективность продаж сети высокой для российского рынка оборачиваемостью капитала, которая составляет чуть более 30 дней против средних по рынку 40–45 дней. «Это достигается прежде всего умением держать низкие цены, наличием большого количества товарных позиций – более 40 000 – и возможностью генерить высокий покупательский трафик, который состоит из различных социальных групп населения», – дополняет Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group (сети «Гастрономчикъ» и «Продэко»).

Так, один московский гипермаркет «Ашан» в выходной день способен обслужить до 10 000 человек.

По уровню валовой рентабельности «Ашан» можно сравнить с лидерами рынка. По подсчетам (на основе данных из судебного определения) аналитика ВТБ Татьяны Прокиной, валовая маржа «Ашана» составляет 20%. У Х5 за девять месяцев 2009 г. этот показатель составил 24,4%, у «Магнита» – 23,3%. «Небольшое отставание по объему валовой маржи от лидеров рынка можно объяснить агрессивной политикой низких цен», – объясняет Прокина.

Ранее генеральный директор «Ашан Россия» Жан-Пьер Жермен рассказывал в интервью «Ведомостям», что компания всегда вела осторожную финансовую политику в стране, избегая излишней закредитованности. «Эта стратегия нам позволяет сконцентрироваться на оптимизации бизнес-процессов, а не на поисках средств для рефинансирования задолженностей», – отметил он.

По данным судебных документов, самая высокая статья расходов «Ашана» – выплаты поставщикам, составляющие в среднем 16 млрд руб. в месяц, далее идут расходы на аренду помещений (1,7 млрд руб. в месяц) и зарплату (0,5 млрд руб.). У компании 3113 поставщиков, и на конец февраля общая задолженность ритейлера перед поставщиками составляла 24 млрд руб.

Российский рынок является стратегическим и одним из самых крупных в группе Auchan, признаются топ-менеджеры компании. В 2008 г. выручка группы Auchan в мире составила 39,48 млрд евро. Оборот за 2009 г. компания пока не раскрывала, но если предположить, что он остался на прежнем уровне, то на долю российского подразделения приходится более 10% общего оборота.