Мощности российских автозаводов превышают спрос россиян на машины

C запуском нового завода в Калужской области – от PSA Peugeot-Citroen и Mitsubishi – Россия может собирать почти 2 млн автомобилей в год, намного больше, чем будет продано в этом году

В минувшую пятницу PSA Peugeot-Citroen и Mitsubishi открыли в Калужской области совместный автозавод, 70% в котором будет принадлежать французской компании, остальное – японскому автопроизводителю. Первоначальная мощность предприятия – 45 000 машин в год. В 2010 г. выпуск составит 15 000–20 000 автомобилей, в 2011 г. – около 40 000, а в 2012 г. – уже 60 000, заявил гендиректор «ПСМА Рус» (владелец завода) Дидье Альтон. В апреле начнется сборка Peugeot 308, в июне – Citroen C4, а осенью – кроссоверов Peugeot 4007, Citroen C-crosser и Mitsubishi Outlander.

Пока все автомобили будут собираться с использованием метода крупноузловой сборки, к 2012 г. завод перейдет на производство полного цикла (со сваркой, окраской кузовов и сборкой готового автомобиля). Тогда же мощность увеличится до 125 000 машин в год, из них 85 000 – легковые Peugeot и Citroen, оставшиеся 40 000 – кроссоверы Peugeot, Citroen и Mitsubishi. Объем инвестиций – 470 млн евро. В дальнейшем они могут вырасти, а мощности доведены до 300 000 машин в год. «[Мы] верим в потенциал роста российского авторынка», – подытожил председатель совета директоров PSA Peugeot-Citroen Филипп Варен.

Избыток предложения

Российский авторынок вернется на докризисный уровень лишь в 2014 г., а продажи легковых машин составят 3,1 млн штук: такой прогноз у многих иностранных автоконцернов, это предполагает и стратегия развития российского автопрома до 2020 г.

Пока мощности заводов намного превышают спрос: вместе с новым предприятием в Калужской области Россия может собирать порядка 2,3 млн машин в год (с учетом 730 000 от «АвтоВАЗа»). При этом продажи в 2010 г. прогнозируются на уровне 1,5 млн шт. (+2% к 2009 г., данные Ассоциации европейского бизнеса). И около 36% придется на импорт, отмечает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков, экспорт составит всего 40 000 машин.

К 2014 г. мощности только прибавятся: до 1 млн машин намерен увеличить производство «АвтоВАЗ», в 2011 г. начнет работу завод Hyundai в Санкт-Петербурге, будет запущено СП Fiat и «Соллерса» (см. рисунок и www.vedomosti.ru). И в сумме может выйти те же 3,1 млн авто в год – без учета импорта.

В итоге средняя загрузка заводов не превысит 80%, констатирует директор российского офиса A.T. Kearney Евгений Богданов, ведь на экспорт российских автомобилей рассчитывать не приходится, его доля будет незначительной, а вот импорт, как и прежде, будет играть заметную роль (до 33,8% продаж, прогнозирует Целиков).

Впрочем, такая загрузка характерна для всех «взрослых» авторынков, оговаривается Богданов. Кроме того, не все заявленные планы будут выполнены, ведь производство планируется с учетом фактического спроса, добавляет Целиков.

Самые уязвимые – заводы, не имеющие собственных легковых моделей и занимающиеся контрактной сборкой для других автопроизводителей, такие как «Автотор», «Ижавто», «Тагаз» или группа ГАЗ, отмечает Богданов. Представитель «Тагаза» Марина Заволженская, напротив, считает козырем завода возможность смены партнера для загрузки мощностей: у компании есть такой опыт, а постановка на конвейер новой модели занимает меньше года, что позволяет быстро реагировать на изменение рынка.

Ждать строительства новых заводов, скорее всего, не стоит, отмечает Целиков: почти все, кто хотел участвовать на российском рынке, уже здесь присутствуют. Исключение могут составить лишь китайские производители, которые до сих пор только присматривались к России, но сейчас изучают возможность более серьезного участия на рынке.