В России снова начал ощущаться дефицит автомобилей

Год назад автомобильные дилеры не знали, как распродать стоки, а теперь – где взять машины, которые готовы оплатить покупатели. В автосалонах нет большинства популярных моделей

Сколько можно ждать. Сергей Целиков

директор аналитического агентства «Автостат». «Получение заказанного автомобиля через 1–2 месяца – нормальная ситуация для цивилизованного рынка, свидетельствующая о нормальном спросе, но, когда ожидание начинает превышать этот срок, можно говорить о дефиците».

Обзвонив салоны в Москве и регионах, «Ведомости» выяснили, что вазовскую «классику» сейчас надо ждать в среднем три месяца, Lada Kalina, Lada Samara и Lada Priora (универсал) – 1,5 месяца. Очередь на большинство моделей Opel и Chevrolet в московских салонах – три месяца.

В дефиците несколько категорий автомобилей, рассказывает главный управляющий директор розничного подразделения группы «Рольф» Сергей Щербинин. Это прежде всего бюджетные модели, например Renault Logan и Sandero: «Спрос на них и так велик, а в связи с программой утилизации поток клиентов увеличился – в результате очередь, например, на Sandero может достигать пяти месяцев».

В некоторых регионах очереди на Sandero и Logan доходят до восьми месяцев, рассказала представитель Renault Оксана Назарова, все автомобили этих моделей, которые планируется выпустить до конца года, уже распределены, свободных машин нет. С весны «Автофрамос» ввел рабочие субботы, но проблему дефицита это не решило. «Мы надеемся, что ситуация улучшится к лету, когда мы рассчитываем запустить производство в две смены», – говорит Назарова. Сейчас идет набор и обучение сотрудников, но это требует времени. Осенью «Автофрамос» – при сохранении спроса – рассчитывает запустить и третью смену.

Некоторые модели в дефиците из-за сокращения квот чересчур осторожными производителями, продолжает Щербинин. Среди них – Audi Q5 (очередь до полугода), Land Rover Freelander (два месяца), Mercedes-Benz GL (четыре).

Спрос на внедорожники Lexus RX и LX существенно превышает план продаж на 2010 г., объясняет дефицит директор по маркетингу «Лексус-Измайлово» (группа «Атлант-М») Антон Соколов. Passat CC в «Атлант-М Бажова» придется ждать 6–7 месяцев, сегодня дилер продает пять таких машин в месяц, а если бы автомобиль был в наличии, продажи можно было бы удвоить, говорит директор по продажам Александр Дедушков. «Ситуация, когда клиент вынужден ждать автомобиль более месяца, сейчас характерна для всех наших центров», – признает управляющий директор ГК «Автоспеццентр» (дилер Audi, Infiniti, Nissan, Skoda) Юрий Слепцов. Большинство производителей утверждало квоты на Россию, исходя из того, что спрос в этом году не вырастет, объясняет руководитель Auto-dealer.ru Олег Дацкив.

В дефиците большинство самых популярных марок и комплектаций, поэтому продажи определяются не спросом, а предложением, резюмирует президент Ассоциации автодилеров Дмитрий Гулин, надеясь, что ситуация исправится во втором полугодии, когда производители и импортеры скорректируют планы поставок. Но до этого цены на автомобили вырастут, указано в апрельском обзоре аналитического центра «Автостат».

Машины есть у тех дилеров, которые сумели оплатить заказ вперед еще в кризисном 2009 г. – начале 2010 г., говорит Гулин. У большинства автомобильных ритейлеров, включая «Автомир», лишних средств не было, продолжает он. «Рольф» ведет переговоры об увеличении квот, сообщает Щербинин, но оно ограничивается производственными мощностями. Да и не факт, что все вбрасываемые на рынок квоты найдут покупателей. Поэтому рост цен не будет значительным, успокаивают аналитики «Автостата».