"Онэксим" купил РБК за год и $80 млн

Группа «Онэксим» Михаила Прохорова приобрела 51% активов РБК за $80 млн. Из них $30 млн останется в компании, решение проблем которой займет минимум 1,5 года

ОАО «РБК информационные системы»

управляющая компания. До конца июня 2009 г. контролировала телеканал «РБК-ТВ», газету «РБК daily», сайт rbc.ru и другие медиаактивы. Крупнейшие акционеры – Герман Каплун, Дмитрий Белик и Александр Моргульчик (19,85%), «Полюс золото» (11,5%). Капитализация – 5,6 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, 2008 г.): выручка – 5,16 млрд руб., чистый убыток – 9,28 млрд руб.

Онэксим» завершил сделку по покупке РБК, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к акционерам медиахолдинга. Группа выкупила за $80 млн 51% допэмиссии компании «РБК ТВ Москва», получившей большинство активов РБК, уточнил директор по инвестициям «Онэксима» Владимир Пахомов и подтвердил один из основателей и гендиректор РБК Герман Каплун.

«Онэксим» сделал предложение акционерам РБК почти год назад. Холдинг понес значительные убытки на фондовом рынке и с конца 2008 г. вел с кредиторами переговоры о реструктуризации задолженности, которая сейчас оценивается в $230 млн. Главным условием «Онэксима» было согласие на реструктуризацию 85% держателей облигаций и всех банков и теперь оно выполнено, говорит Пахомов: соглашение о реструктуризации задолженности РБК подписали 97% кредиторов.

На половину долга они получат пятилетние кредитные ноты со ставкой 7% годовых. При их погашении в 2015 г. кредиторы получат разницу между рыночной ценой акций РБК и ценой $2 (сейчас – 40,7 руб.). Форму погашения второй половины долга кредиторы могли выбрать: восьмилетние бонды под 6% годовых с таким же опционом либо получить сразу 20–28,5% от всего долга, списав 21,5–30%. Еще 5% от общей суммы долга РБК выплатит всем кредиторам сразу как компенсацию за терпение. Многие уже получили новые обязательства, говорят менеджеры нескольких банков.

Акционерам «РБК информационные системы» (до июля 2009 г. головная структура холдинга) будет предложено обменять свои акции на долю в «РБК ТВ Москва»: 100% РБК ИС на оставшиеся 49% «РБК ТВ Москва». По оценке Пахомова, обмен акций займет 2–3 месяца. В частности, предстоит преобразовать «РБК ТВ Москва» из ЗАО в ОАО и раздробить ее акции, отмечает Каплун.

Менять менеджмент РБК «Онэксим» не планирует, говорит Пахомов. На пост гендиректора «РБК ТВ Москва» выдвинут Каплун.

2008 год холдинг закончил с чистым убытком по МСФО в 9,28 млрд руб., результаты 2009 г. (еще не прошли аудит) также «серьезно убыточные» из-за падения рынка и неопределенности в компании, говорит Пахомов, но «Онэксим», по его словам, не видит необходимости вкладывать дополнительные средства в «спасение» РБК и не планирует закрывать какие-то направления бизнеса. Из $80 млн, привлеченных в ходе допэмиссии, после расчетов с кредиторами у «РБК ТВ Москва» останется более $30 млн, «этого вполне достаточно».

Бизнес-план, представленный кредиторам в августе 2009 г., предполагал, что РБК минимум два года будет показывать убыток по EBITDA и создавать отрицательный денежный поток – 692,7 млн руб. в 2009 г. и 333,8 млн – в 2010 г. Пока не было оснований пересматривать его, признает Пахомов. После реструктуризации долгов и завершения сделки финансовое положение РБК должно улучшиться и 2010 год компания может закончить как минимум без убытков, надеется он. При нормальном развитии рекламного рынка во втором полугодии «мы можем выйти в плюс», соглашается Каплун, не раскрывая конкретных планов.

Срок инвестиций «Онэксима» в РБК – более двух лет, только на решение кризиса в компании уйдет 1,5–2 года, говорит Пахомов, называя РБК «уникальной платформой для развития в разных направлениях», ведь рынок деловой информации представляет огромные возможности для роста. Более половины выручки РБК получает от размещения рекламы в интернете, информационных и хостинг-услуг, издательской деятельности (около 30%) и телеканала «РБК-ТВ».

Привлеченных средств, которые останутся в компании ($30 млн), хватит на поддержание существующего бизнеса и, возможно, улучшение качества телевизионного продукта и расширение редакции газеты, считает Юлия Гордеева из Deutsche Bank. РБК стоит активнее продавать рекламу на ТВ и развивать новые интернет-сервисы, что потребует дополнительных инвестиций, предупреждает она.

Во втором полугодии ожидается рост рынка ТВ-рекламы на 10–12%, реклама в интернете может вырасти за год на 30%, к тому же после стабилизации ситуации многие рекламодатели могут начать заключать с РБК долгосрочные контракты, поэтому планы по выходу «в плюс» вполне реалистичны, добавляет Гордеева.