Московские власти хотят скрестить "бычок" с Porsche

Московские власти придумали, как вывести продукцию ЗиЛа на рынок Европы. Для этого к разработке новых автомобилей надо привлечь Porsche Engineering, а их сборку перенести в Ригу
С.Портер

ЗиЛ намерен с помощью Porsche Engineering разработать кабину для нового грузовика, рассказали «Ведомостям» сотрудник одной из автомобильных компаний и чиновник правительства Москвы. По словам одного из них, сейчас идет подготовка соглашения по этому проекту. Предполагается создать платформу на базе шасси ЗиЛа, на которой могут выпускаться машины разных типов – от среднетоннажных грузовиков до небольших автобусов, говорит другой. По его словам, производство планируется наладить на новом заводе AMO Plant в Риге, а продажи будут ориентированы на европейский рынок.

«АМО ЗИЛ»

производитель грузовых автомобилей. производство – 691 автомобиль (1-е полугодие, данные «АСМ-холдинга»). Акционеры: 81,22% – у департамента имущества правительства Москвы. Финансовые показатели (1-е полугодие 2010 г., РСБУ): выручка (включая прочие доходы) – 4 млрд руб., Чистая прибыль – 1,2 млрд руб.

Представитель ЗиЛа не стал это комментировать. Но источник, близкий к компании, подтвердил проект. У Porsche есть партнеры в Восточной Европе, с которыми компания разрабатывает инженерные решения для грузовиков, говорит пресс-секретарь Porsche Дирк Эрат. От более подробных комментариев он отказался, мотивировав это просьбой партнеров.

В ноябре 2009 г. делегация Porsche Engineering посетила ЗиЛ по приглашению правительства Москвы (основной акционер автозавода), чтобы ознакомиться с предприятием, немцы консультировали ЗиЛ в «некоторых конструкторских проектах», рассказывал в начале года в интервью «Ведомостям» министр науки и промышленности Москвы Евгений Пантелеев. Специалисты Porsche Engineering более полугода вели с ЗиЛом предварительные переговоры о вариантах сотрудничества, сейчас началась конкретная работа, рассказал «Ведомостям» чиновник правительства Москвы. О технических решениях и стоимости этих автомобилей говорить пока рано, уверяет он.

Если речь идет об адаптации существующих решений ЗиЛа, то стоимость таких работ начинается от $100 000, но в случае создания кабины с нуля на готовом шасси стоимость вырастает в разы, отмечает руководитель группы автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев. А полная стоимость разработки и внедрения в производство грузовика может составлять десятки миллионов долларов. Поставлять собираемые в Латвии грузовики в Россию вряд ли имеет смысл из-за высоких импортных пошлин, но и в Европе найти свою нишу будет сложно: там довольно сильная конкуренция, считает эксперт.

Основным акционером расположенного в Елгаве AMO Plant является правительство Москвы, которому принадлежит 92,6% его акций, доли в проекте есть у самого ЗиЛа, елгавской думы и частной компании Ferros, владелец которой Алексей Маслов является исполнительным директором предприятия. Строительство завода было начато в 2005 г., его официальное открытие состоялось в этом году. AMO Plant собирает городские и школьные автобусы, универсальные тракторы, а также планирует выпускать спецтехнику на платформе ЗиЛа, говорится на сайте компании. Представитель завода от комментариев отказался.