Статья опубликована в № 2720 от 26.10.2010 под заголовком: Скорая прибыль «Сапсана»

«Сапсан» стал самым прибыльным проектом РЖД

«Сапсаны» оказались не только самыми скоростными поездами РЖД, но и самыми выгодными: рентабельность их эксплуатации – выше 30%, что позволяет окупить их за 10 лет

  • Алексей Непомнящий

Сапсан», которому меньше года, – уже самый успешный пассажирский поезд с рентабельностью просто атомной», – писал в начале октября в своем блоге президент РЖД Владимир Якунин. Она составляет более 30%, уточнил он «Ведомостям», но как именно считается рентабельность проекта, не сказал. Не сделал это и представитель РЖД.

Сейчас «Сапсаны» перевозят пассажиров между Москвой и Санкт-Петербургом (10 рейсов в обе стороны в день), Нижним Новгородом (четыре) и Владимиром (два). Заполняемость поездов, по данным РЖД, составляет 84,5%. Исходя из этого доход РЖД от продажи билетов на «Сапсан» при их нынешней стоимости может составить около 205 млн евро в год, а прибыль от эксплуатации этих поездов превышает 61 млн евро.

В 2006–2007 гг. РЖД заключила с Siemens два контракта – на покупку восьми «Сапсанов» за 276 млн евро и их 30-летнее обслуживание за 354,1 млн евро (11,8 млн евро в год). Эти расходы при заявленной Якуниным рентабельности окупятся меньше чем за шесть лет.

При расчете глава монополии не учитывал капитальные затраты – подготовку инфраструктуры, строительство депо, закупку самих «Сапсанов», говорит источник, близкий к РЖД. Их размер представитель компании сообщить отказался.

Окупаемость за 10 лет – очень неплохо для инфраструктурного проекта, говорит аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго, для сравнения: авиакомпании окупают самолеты, взятые в финансовый лизинг, в течение 10–15 лет. Однако при расчете окупаемости проекта нужно учитывать и капитальные затраты на запуск проекта, добавил эксперт.

Другие виды пассажирских железнодорожных перевозок для РЖД убыточны: в 2010 г. убыток от пригородных перевозок компании составит 34 млрд руб., от перевозок дальнего следования – 36 млрд руб. Тарифы на пригородные перевозки утверждают регионы, на поездки в плацкартных и общих вагонах – Федеральная служба по тарифам и они ниже экономически обоснованного уровня, поэтому государство компенсирует РЖД эти убытки, объясняет представитель монополии. Тарифы же на «Сапсаны» компания устанавливает сама, конкурируя с другими видами транспорта, продолжает он.

Спрос на высокоскоростное сообщение оказался таким высоким, что РЖД подумывает о закупке еще восьми «Сапсанов», рассказал Якунин, не уточнив, на каких условиях это может быть сделано. В минувшую пятницу старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович заявил, что решение об этом должно быть принято до конца 2010 г. Представитель Siemens от комментариев отказался.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать