Sukhoi SuperJet 100 получил право возить пассажиров

Отныне на Sukhoi Superjet 100 (SSJ) можно возить пассажиров. Правда, пока ни один самолет не поступил в эксплуатацию. А в бюджете уже выделено 2,6 млрд руб. на разработку нового, 130-местного Superjet

Сертификат типа позволяет начать коммерческую эксплуатацию лайнера (в летных испытаниях SSJ участвовало четыре самолета; их налет составил почти 2600 часов). Документ вручался в Международном авиационном комитете (МАК) в торжественной обстановке – статусные гости произносили речи, гостям показывали красивый видеоролик. «Нам всем нужен был этот успех», – заявил министр промышленности и торговли Виктор Христенко. На разработку самолета было потрачено 34 млрд руб. (из них 16 млрд – из федерального бюджета), а на разработку двигателя для него – 15 млрд (чуть более 8 млрд – из бюджета), напомнил он. «Средства немалые для России, – признался министр. – Вручение сертификата дает возможность показать, что все было сделано правильно». Теперь вложенные в проект деньги должны возвращаться с рынка, подытожил он. По словам Христенко, уже в этом году будет построено 14 лайнеров, в будущем – 25, с 2013 г. производство SSJ должно выйти на проектную мощность в 60–70 машин в год. Сейчас в портфеле 170 твердых контрактов, из них 104 заключили зарубежные компании. Иностранный сертификат будет получен до конца 2011 г., поспешил заверить Михаил Погосян, со вчерашнего дня и. о. президента Объединенной авиастроительной корпорации. Именно отсутствие сертификата помешало SSJ в 2010 г. выиграть тендер национального перевозчика Италии Alitalia на поставку 20 региональных самолетов (на этот заказ производители Superjet сильно рассчитывали – он мог бы стать началом завоевания европейского рынка). Но вчера об этом предпочитали не говорить. В адрес SSJ звучали только комплименты. «Пилоты и инженеры будут гладить крыло, фюзеляж и другие части тела этого прекрасного самолета», – метафорично заметил заместитель министра транспорта Валерий Окулов. И выразил уверенность, что с получением сертификата портфель заказов будет толще и толще. Окулов, будучи гендиректором «Аэрофлота», подписал в 2000 г. первый твердый контракт на 30 Superjet. Ожидалось, что первый лайнер поступит в эксплуатацию в ноябре 2008 г. Затем даты несколько раз сдвигались. Сейчас I квартал 2011 г. Представителей заказчиков–авиакомпаний в зале не было, поэтому о сроках поставки тоже старались не говорить. Лишь председатель МАК Татьяна Анодина, получая макет SSJ из рук Погосяна, обронила: «Лучше живой самолет подари». Авиастроение Христенко назвал приоритетом для правительства: на этот год в бюджете заложено 70 млрд руб., львиная доля пойдет на SSJ. В том числе 2,6 млрд руб. на новый 130-местный Superjet, рассказал Христенко. Это отдельный проект – не в контексте семейства Superjet на 75, 95 и 115 мест, уточнил он: по удлиненной версии – 130 мест – окончательное решение будет принято в 2011 г.