Статья опубликована в № 2793 от 16.02.2011 под заголовком: Танкер выгоднее трубы

Россия откажется участвовать в трубопроводе Бургас - Александруполис

Россия выходит из проекта строительства нефтепровода Бургас – Александруполис в обход проливов Босфор и Дарданеллы. Это значит, что российским компаниям придется переориентироваться на более дорогой проект – Самсун – Джейхан или смириться с невозможностью увеличить экспорт нефти через Черное море

  • Оксана Гавшина

Завтра в Риме состоятся заседание наблюдательного совета и собрание акционеров проектной компании Trans-Balkan Pipeline B.V. – оператора строительства нефтепровода Бургас – Александруполис. Российские участники проекта – «Транснефть», «Роснефть» и «Газпром нефть» – объявят о прекращении его финансирования, рассказали «Ведомостям» три источника, близких к руководству Trans-Balkan Pipeline B.V. и его акционерам. Фактически проект будет остановлен. Власти Болгарии, по территории которой пройдет труба, до сих пор не согласовали проект – и неизвестно, когда это сделают. Кроме того, нефтяные компании не предоставили гарантий прокачки сырья, говорят собеседники «Ведомостей». Представители «Транснефти», «Роснефти» и «Газпром нефти» от комментариев отказались. С представителями Trans-Balkan Pipeline B.V. и минфина Болгарии связаться не удалось.

Труба Бургас – Александруполис задумывалась еще в 1990-х гг. как альтернатива танкерным перевозкам через проливы Босфор и Дарданеллы. Но старт проекту был дан только в 2008 г. Стоимость транспортировки нефти по новой трубе составила бы около $7 за 1 т, говорил в прошлом году президент «Транснефти» Николай Токарев. Тогда как доставка танкером через проливы – $4 за 1 т. Трубу планировали запустить уже в 2011 г., но начало строительства то и дело переносилось. Реализации проекта противилось и пришедшее в 2009 г. к власти новое правительство Болгарии. Оно усомнилось в экологической безопасности нефтепровода и фактически прекратило финансирование проекта. В ответ Россия присоединилась к альтернативному проекту Самсун – Джейхан.

Сейчас через турецкие проливы транспортируется около 85 млн т нефти в год, говорит аналитик «Банка Москвы» Денис Борисов. Это предельная пропускная способность, отмечает он. Но в декабре акционеры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) договорились о расширении нефтепровода Тенгиз – Новороссийск с нынешних 35 млн до 67 млн т в год. Дополнительные объемы нефти планировалось направить в Бургас – Александруполис. Их можно перенаправить и на Самсун – Джейхан, но все будет зависеть от тарифов на транспортировку по этой трубе. Пока они не известны. Однако ранее «Транснефть» предупреждала, что они могут троекратно превысить стоимость поставок через Босфор и Дарданеллы. Если тарифы окажутся неприемлемыми для нефтяников, дополнительные объемы компании, скорее всего, перенаправят на БТС-2 и вторую очередь ВСТО, считает Борисов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать