Статья опубликована в № 2849 от 11.05.2011 под заголовком: Водка в опасности

Водка и вино могут снова пропасть из магазинов

Водка и вино опять могут пропасть из магазинов – государство собирается внедрить ЕГАИС в розничной торговле. Соответствующее поручение дал чиновникам премьер Владимир Путин

Росалкогольрегулированию внести в установленном порядке в правительство <...> предложения о применении ЕГАИС <...> при розничной продаже алкогольной продукции», – говорится в протоколе совещания от 22 апреля у председателя правительства Владимира Путина (копия есть у «Ведомостей», чиновник финансово-экономического блока подтвердил ее достоверность).

Предложение распространить ЕГАИС на розницу и опт было выдвинуто службой в комплексе с другими мерами – в частности, с ликвидацией льгот по уплате акциза на медицинский спирт – и в контексте существенного повышения акцизов на алкоголь с 2012 г., объясняет представитель Росалкогольрегулирования (РАР). Рост акцизов неизбежно приведет к повышению цен на алкогольную продукцию и, как следствие, к возможному увеличению производства левой водки, поэтому требуется дополнительный контроль за оборотом алкоголя. Сейчас, по его словам, «вопрос прорабатывается», предложения будут внесены на согласование в министерства и ведомства.

Распространение ЕГАИС на розницу – дело не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня, подчеркивает представитель РАР: производителей и оптовиков в общей сложности менее 4000, а розничных точек, имеющих лицензию на продажу алкоголя, – около 200 000. Если принципиальное решение будет принято, необходимо будет очень тщательно подготовить техническую сторону вопроса и оценить затраты на внедрение, говорит он.

Все будет зависеть от предложений РАР, но пока непонятно, как внедрение системы организовать технически, рассуждает чиновник финансово-экономического блока. По его словам, организация такой системы потребует существенных бюджетных затрат. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков отказался от комментариев.

В 2006 г. введение ЕГАИС – единой государственной автоматизированной информационной системы учета алкогольной продукции – для производителей и импортеров алкоголя привело к катастрофическим последствиям. С 1 января ЕГАИС стала обязательной для производителей и остановились заводы – выяснилось, что никто не позаботился установить им соответствующее оборудование, а нормального программного обеспечения и вовсе не существует. Также нет марок, которые нужно клеить на бутылки, потому что нет документов, которые регламентируют порядок их выдачи. С 1 июля ЕГАИС стала обязательной для импортеров – и встал импорт. Обкатка системы продолжалась целый год, в течение которого ЕГАИС работала в основном «в бумажном режиме».

Производители и импортеры оценили потом свои убытки за 2006 г. в $1 млрд неполученной выручки. Плюс расходы на ЕГАИС. Опрос участников рынка показал тогда, что ликероводочные и спиртовые заводы должны потратить на ЕГАИС от 550 000 до 2 млн руб. единовременно и потом платить еще от 30 000 до 93 000 руб. в месяц за обслуживание.

Гендиректор ЦИФРРА Вадим Дробиз считает, что если внедрять систему поэтапно в течение 5–10 лет, предварительно опробовав на одном городе с населением от 500 000 до 1 млн человек и не трогая сельскую местность, то идея неплохая и финансово посильная для организованной розницы. Распространение ЕГАИС на розницу, если будет принято такое решение, должно быть поэтапным, с обязательным пробным запуском для обкатки на одном регионе, соглашается предправления СПАП Дмитрий Добров. По его словам, расходы розницы будут невелики: компьютер на магазин, сканер, средства связи и софт.

Оснащение розничной точки ЕГАИС будет гораздо менее затратным мероприятием, чем подключение к интернету школы, которым занималась несколько лет назад «Синтерра», считает бывший гендиректор этой компании, а ныне председатель совета директоров МТТ Виталий Слизень. Если организовать процесс разумно, то можно ограничиться приобретением специального сканера на каждый магазин, который передавал бы информацию с бутылочных этикеток в единую базу данных, а для этого не обязательно даже наличие широкополосного интернет-доступа, объясняет он. Такие затраты магазинам вполне по силам, полагает Слизень.

С ним согласен президент IT-холдинга «Ланит» Георгий Генс: магазинам предстоит потратиться в основном на считывающие устройства (аналоги которых используются на кассах уже сейчас) и софт. Это небольшие деньги, уверен он, но оценить размер возможных затрат не берется.

Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский тоже не берется оценить затраты, но внедрение может обойтись «недешево» и выльется в конечном итоге в рост цен на полках, обещает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать