Статья опубликована в № 2903 от 27.07.2011 под заголовком: Никаких секретов

Транснефть раскрыла получателей многомиллиардных пожертвований

«Транснефть» – один из крупнейших корпоративных благотворителей страны – впервые опубликовала детальный отчет об этих расходах. Получателем большей части средств в этом году стал фонд «Константиновский»
На что тратит «Транснефть»

Второй по величине получатель денег «Транснефти» – ралли «Шелковый путь» (им руководит основатель и глава автогоночной команды «Камаз-мастер» Семен Якубов). С начала 2011 г. партнерство получило 400 млн руб. Еще 30 млн руб. «Транснефть» выделила некоммерческому партнерству «Камаз-автоспорт» (предправления – также Якубов). На поддержку культуры монополия выделила 53 млн руб., большая часть которых досталась фонду «Брянский кафедральный собор» (31 млн руб.) и Большому театру (10 млн руб.). На поддержку РПЦ ушло 5,3 млн руб. Остальное – на поддержку спорта, инноваций и ветеранов внешней разведки.

«Транснефть», ежегодно тратящая миллиарды рублей на благотворительность, раньше держала в секрете получателей этой помощи. Такая информация раскрывалась лишь частично в отчетах «дочек» компании по МСФО. Оттуда стало известно, что помощь монополии получали благотворительный фонд «Константиновский» и фонд «Кремль-9», поддерживающий ветеранов ФСО. В 2009 г. независимый директор «Транснефти» Олег Вьюгин предлагал совету директоров рассмотреть вопрос о публикации данных о благотворительных расходах, но поддержки не нашел. Но теперь монополия взяла курс на открытость: со вчерашнего дня детальный отчет о благотворительных тратах монополии можно найти на сайте компании в разделе «Пресс-центр / благотворительность». Это вынужденный шаг, признался сотрудник компании: «Мы никогда не хотели пиариться за счет благотворительной деятельности. Но наша скромность все чаще стала оборачиваться против нас: компанию упрекали в том, что она якобы что-то скрывает». Самым активным из упрекавших был миноритарий Алексей Навальный – он несколько лет добивался раскрытия этой информации, в том числе через суд.

Пока «Транснефть» опубликовала данные только за 2011 г. Будет ли раскрыта информация за предыдущие годы (например, за рекордный 2007-й, когда благотворительные траты составили 7,2 млрд руб.), представитель компании не ответил. С начала года «Транснефть» уже распределила 3,21 млрд руб. (по состоянию на 15 июля). Принципы распределения средств «общечеловеческие», «любимчиков нет», говорил недавно в интервью телеканалу «Россия 24» вице-президент «Транснефти» Михаил Барков. Прежде всего монополия выделяет деньги детям: на восстановление школ, детских садов, больниц и на помощь детским домам. Обычно на эти цели идет порядка 25% всего благотворительного бюджета, сказал сотрудник «Транснефти». Правда, с начала года детским учреждениям выделено только 52 млн руб. (1,6% расходов), а 2,55 млрд руб. (почти 80% расходов) получил международный благотворительный фонд «Константиновский» (Санкт-Петербург) на строительство научно-исследовательского природоохранного комплекса Дальневосточного отделения РАН во Владивостоке, следует из материалов «Транснефти».

«Транснефть» давно поддерживает этот фонд, в 2009 г. он получил от монополии 749 млн руб. – это 24% всех благотворительных трат «Транснефти» в том году.

Учредители фонда, по данным ЕГРЮЛ, – народный артист СССР, ныне покойный Кирилл Лавров, гендиректор фонда Геннадий Явник, гендиректор государственного заповедника «Петергоф» Вадим Знаменов, заместитель управляющего делами президента России Иван Малюшин.

Его начальник Владимир Кожин возглавляет совет фонда.

Фонд, созданный в 2001 г. для возрождения Константиновского дворцово-паркового ансамбля в Стрельне, теперь занимается поддержкой Русской православной церкви (РПЦ), восстановлением памятников архитектуры Санкт-Петербурга, поддержкой образования и спорта, а также помощью детским онкологическим центрам. Представитель «Константиновского» не дал «Ведомостям» информации о тратах и других благотворителях фонда. Ранее главный бухгалтер фонда Татьяна Парфенова рассказывала «Ведомостям», что фонду помогают также Сбербанк, ВТБ и Международный банк Санкт-Петербурга, но больше половины средств поступает от «Транснефти».

Благотворительный бюджет «Транснефти» формируется в основном за счет доходов от продажи излишков нефти в трубопроводной системе, образующихся из-за неточности приборов и устаревших стандартов. Эта сумма почти не меняется, сказал сотрудник компании, но назвать ее отказался. Решение о распределении этих денег принимает главный акционер – государство, пояснял в интервью Барков. Правление монополии распределяет часть бюджета, сформированную из прибыли компании. Иногда это делается по рекомендации предправления «Транснефти» Николая Токарева, рассказывает близкий к компании источник. Он вспомнил случай, когда в одной из командировок Токарев был впечатлен выступлением фольклорного коллектива и «Транснефть» за свой счет выпустила его диск, но спонсировать ансамбль не стала. «Мы стараемся не просто оплачивать чьи-то расходы, а дать людям шанс самостоятельно изменить собственную жизнь», – поясняет сотрудник «Транснефти». Он привел пример с инвалидом, для которого компания оплатила установку протезов руки и ноги и он смог устроиться на работу курьером. «Из-за такой работы протезы быстро стерлись, и «Транснефть» взяла на себя расходы по установке новых. Это вышло дороже, чем если бы компания просто платила этому человеку стипендию», – говорит собеседник «Ведомостей».

Еще один принцип «Транснефти» – по возможности оказывать помощь в натуральной форме, а не в денежной. Например, в г. Бор (Нижегородская обл.) «Транснефть» возвела целую улицу для погорельцев. Это из-за риска воровства и мошенничества, поясняет источник в «Транснефти». Например, был случай, когда компания дала деньги на строительство поликлиники в одном из поселков Дальнего Востока, а после обнаружила, что строительство так и не началось. Впрочем, признает собеседник «Ведомостей», избежать мошенничества в любом случае не удается. С другой стороны, однажды «Транснефть» закупала для детского дома недорогие подгузники, но их оптовая цена, по представленным в компанию документам, значительно превышала розничную стоимость самых дорогих экземпляров.

Расходование выделенных средств обязательно проверяется, убеждает сотрудник «Транснефти». В ближайшее время монополия начнет публиковать и эти данные, отмечает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать