Как растут авиаперевозки


Российский рынок авиаперевозок вырос в январе – октябре на 12,8% до 49,4 млн человек, сообщила Росавиация. Однако три перевозчика из первой четверки показали куда более высокие темпы. У «Аэрофлота» – 23,5% роста (10,5 млн пассажиров), у «Трансаэро» – 29,5% (6,6 млн), у «Ютэйр» – 22,1% (4,2 млн). Их совокупная рыночная доля увеличилась с 38,9% в прошлом году до 43,1% в этом. А вот объем перевозок «Сибири», которая недавно была второй по величине авиакомпанией России, растет медленнее рынка – на 7,8% (4,9 млн человек вместе с авиакомпанией «Глобус», подконтрольной основным акционерам «Сибири»).

«Трансаэро» целенаправленно наращивает объемы перевозок – как за счет новых направлений, так и за счет расширения парка – в первую очередь широкофюзеляжных самолетов, отмечает представитель компании. В частности, растут прямые перевозки из крупных российских городов на курорты, минуя Москву.

«Аэрофлот» также сосредоточен на расширении перевозок и оптимизации ресурсов, а пассажиры выбирают надежность и качество обслуживания даже с учетом не самых низких цен, хвалится сотрудник этой компании. С 2010 г. «Аэрофлот» активно развивает чартеры, тесня других перевозчиков. Это тоже сыграло роль, отмечает собеседник, хотя доля этого сегмента в общем объеме перевозок «Аэрофлота» все еще невелика.

На самом деле все три перевозчика сфокусировались на экстенсивном росте, рассуждает руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. «Аэрофлот» хочет стать одной из крупнейших авиакомпаний мира, а для этого нужно лидерство на российском рынке, напоминает он, поэтому компания расширяет перевозки внутри России, жертвуя рентабельностью и компенсируя это на международных направлениях. «Трансаэро» развивает в основном дальние перевозки, этот сегмент растет выше рынка, продолжает эксперт. А «Ютэйр» специализируется на расширении маршрутной сети в России, имея возможность субсидировать их за счет высокодоходного вертолетного бизнеса, добавляет Пантелеев. А «Сибирь» сейчас сосредоточена не на расширении бизнеса, а на повышении его рентабельности, резюмирует он.

В октябре руководитель Росавиации Александр Нерадько прогнозировал, что в 2011 г. объем авиаперевозок в России вырастет на 12–15% до 64–66 млн человек. А в 2012-м рост скорее всего будет ниже 10% из-за удорожания авиатоплива, считает Пантелеев. «Аэрофлот», «Трансаэро» и «Ютэйр» продолжат расти быстрее рынка, причем показатели первого сильно вырастут после консолидации авиаактивов «Ростехнологий». А перевозки «Сибири» будут расти примерно теми же темпами, что и сейчас, считает эксперт.