Смытый штормом в Сочи порт запущен с опозданием на год

Структуры Олега Дерипаски с опозданием на год завершили строительство Имеретинского грузового порта, который в 2009 г. смыло штормом. Правда, в полную силу проект так и не заработает, а принимать грузы будет только до Олимпиады. Позднее порт планируется превратить в марину для яхт
М. Мордасов/ РИА Новости

Запустить такой проект будет сложно: яхтенный спорт в России не столь популярен, как на Западе, а владельцы дорогих моторных яхт предпочитают регистрировать их за границей и там же использовать, предупреждает управляющий директор БКС, в прошлом яхтсмен Владимир Солодухин. Идея создания клубного города, по его словам, тоже имеет много рисков – чтобы проект получился, он должен быть похож на аналогичные города, например на Лазурном берегу.

Дерипаска на открытие порта не попал – он задержался на совещании у президента Владимира Путина. Вместо него ленточку перерезал председатель совета директоров «Главстроя» Зигфрид Вольф. «Все обязательства, которые берет на себя Олег Дерипаска, он выполняет. Мы рады дать новое лицо Сочи, – заявил он, правда, признался: Если бы я решал, где строить грузовой порт, здесь бы я его строить не стал».

Грузовой порт в Сочи потребовался для обеспечения олимпийских строек. Первая очередь объекта на 2 млн т была запущена в 2010 г., вчера заработала вторая – еще на 3 млн т.

«Для нас это был сложный объект», – вспомнил управляющий дирекции «Портовый бизнес «Базового элемента» Юрий Тямушкин. Стройка длилась три с половиной года, порт был запущен на год позднее плана. Дело в том, что после шестибалльного шторма в 2009 г. сооружения были разрушены (волнолом был рассчитан на высоту волны в 7,5 м, а при шторме она достигала 10 м). Фактически порт пришлось реконструировать, рассказывал Тямушкин: в частности, строить новый волнолом на 10 м. По его словам, потратить дополнительные деньги пришлось государству (оно строило защитные сооружения). Как именно подорожал проект, Тямушкин не сказал, отметив, что и бюджет, и «Базэл» потратили на него по 6 млрд руб. (инвестор вложил 2,2 млрд руб. собственных средств, еще 3,8 млрд руб. занял у ВЭБа).

Работать грузовой порт будет недолго – до конца 2013 г. Причем, как отмечает Тямушкин, проект на полную мощность вряд ли выйдет: план перевалки на 2013 г. – 1,5–2 млн т. На вопрос, зачем в таком случае было строить вторую очередь, представитель «Базэла» отметил, что строительство порта именно на 5 млн т было обязательством компании перед «Олимпстроем». Представитель госкорпорации сообщил, что она определяет общий объем материально-технических ресурсов, а распределение нагрузок на те или иные транспортные узлы, в том числе на грузовой порт, находится в компетенции АНО "Транспортная дирекция Олимпийских игр". Были споры о том, стоит ли достраивать порт, напоминает федеральный чиновник, но решили это делать, так как территория уже была подготовлена, а потом порт должен стать пассажирским.

После завершения Олимпиады, по замыслу «Базэла», порт станет мариной для 600–700 яхт. На перепрофилирование объекта компания собиралась потратить 50–100 млн евро и уже подписала меморандум с международным оператором марин Island Global Yachting о возможности управления мариной. «На всю Россию яхт на 600 найдется», – пошутил Тямушкин. А расположенная рядом олимпийская деревня, которую также строят структуры «Базэла», превратится в клубный город «Сочное». Здесь будет более 1500 апартаментов, 5 минут до моря, 20 минут до гор, 10 минут до аэропорта – это уникальная комбинация, подчеркнул Вольф. Строительство деревни оценивается в 23 млрд руб.

Но именно за счет уникального положения марины структуры «Базэла» и рассчитывают вернуть инвестиции, вложенные в строительство порта и олимпийской деревни, говорит Вольф. Сколько для этого потребуется времени, представитель «Базэла» не говорит.

Окупить такой проект будет сложно, сомневается Солодухин. О том же еще в феврале говорили чиновники, занимающиеся Олимпиадой, предполагая, что порт в итоге достанется ВЭБу за долги.