Статья опубликована в № 3224 от 06.11.2012 под заголовком: Спутник ВТБ

Группа ВТБ может купить долю в бизнесе крупнейшего в России оператора платного ТВ

Группа ВТБ ведет переговоры о покупке блокпакета крупнейшего в России оператора платного телевидения – Национальной спутниковой компании (бренд – «Триколор ТВ»). Вместе с этим активом ВТБ может получить доступ примерно к 10 млн потенциальных клиентов
  • Валерий Кодачигов,
  • Ксения Болецкая
ВТБ во всех отрослях чувствует себя в своей тарелке - спутниковое телевидение не исключение (на фото прездиент группы Андрей Костин)
А. Николаев / ИТАР-ТАСС
Операторы-миллионеры. 3,5

млрд руб. составила выручка российских операторов платного ТВ за первые девять месяцев 2012 г.; на конец III квартала 2012 г. в России насчитывалось 29,3 млн абонентов платного телевидения (данные Telecomdaily)

О переговорах между ВТБ и акционерами «Триколор ТВ» «Ведомостям» рассказали двое знакомых этих акционеров; информацию подтвердил источник в ВТБ. Знакомые акционеров говорят, что переговоры идут уже полгода, группа ВТБ намерена приобрести меньше контрольного пакета (25% плюс 1 акция, уточняет один из них), а сумма сделки может составить «пару сотен миллионов долларов».

Представители ВТБ и «ВТБ капитала», а также представитель «Триколора» Анна Сопова отказались от комментариев; раньше она подтверждала, что часть акций оператора готовится к продаже.

Известен только один акционер «Триколора» – Андрей Ткаченко. Этим летом Федеральная антимонопольная служба одобрила его ходатайство об увеличении доли в ЗАО «Национальная спутниковая компания» с 37,4 до 87,4% акций, сообщил представитель службы. Сопова не смогла ответить на вопрос «Ведомостей», изменилась ли доля Ткаченко. Других акционеров компания не раскрывает. По данным СПАРК, по 50% оператора принадлежит Зинаиде Толпекиной и Ольге Орловой, имена которых ничего не говорят участникам рынка.

В 2010 г. выручка «Триколора» составила 3,33 млрд руб. (данные компании), в 2011 г. – 4,44 млрд руб. (оценка аналитического агентства Telecomdaily). У «Триколора» 12 млн абонентов, из них 8,55 млн подписано на платные пакеты (данные Telecomdaily на начало октября). Базовый пакет из 14 каналов для абонентов бесплатен, они оплачивают только спутниковую тарелку.

«Триколор» – самый крупный по числу подписчиков российский оператор платного ТВ (на 2-м месте – «Ростелеком» с 6,4 млн абонентов). Популярность «Триколора» объясняется прежде всего низкими тарифами: пакет из 120 каналов можно смотреть за 600 руб. в год (в среднем российский абонент платного ТВ платит за него 190 руб. в месяц). Благодаря этому база оператора быстро растет: только за III квартал он подключил 0,75 млн абонентов.

Переговоры с ВТБ – это уже вторая попытка «Триколора» привлечь инвестора. В 2009 г. холдинг «Газпром-медиа» официально объявил, что покупает «Триколор ТВ», но сделка так и не состоялась. Менеджмент «Газпром-медиа» и его акционера – Газпромбанка не пришел к единому мнению относительно оценки оператора и перспектив его дальнейшего развития, рассказывал «Ведомостям» летом 2012 г. близкий к Газпромбанку источник. Сейчас «Газпром-медиа» не ведет переговоров о покупке «Триколора», заявил «Ведомостям» представитель холдинга.

«Газпром-медиа», как и ВТБ сейчас, столкнулась со сложностями в оценке «Триколора», в частности, из-за особенностей учетной политики оператора: с одной стороны, число его абонентов стремительно растет, с другой – активным абонентом считается даже тот, кто в последний раз пользовался услугами оператора два года назад, и понять, сколько у компании «живых» плательщиков, крайне сложно, говорит один из собеседников «Ведомостей».

«Газпром-медиа» в 2009 г. оценила «Триколор» в $500 млн, рассказывал близкий к Газпромбанку источник. Это подтверждает знакомый акционеров оператора.

В 2011 г. «Триколор» принял стратегию развития на пять лет, предусматривающую подключение более 2 млн абонентов каждый год, напоминает гендиректор Telecomdaily Денис Кусков. Это реалистичные планы: ежегодно российский рынок платного ТВ растет на 20% и такой рост сохранится по крайней мере до 2015 г., считает он. Возможно, ВТБ интересует не только медиабизнес «Триколора»: его огромная абонентская база – потенциальные клиенты банка, которым через «Триколор» можно продавать продукты и услуги, рассуждает Кусков. Он не исключает и политического подтекста, отмечая, что связанные с государством структуры все сильнее стремятся влиять на медиакомпании.

Если ВТБ приобретет до 50% «Триколора» за $200 млн, всю компанию можно оценить примерно в $400 млн, рассуждает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. Это очень высокая цена за такой актив: если предположить, что рентабельность «Триколора» по EBITDA даже 15%, получается, что компания оценивается в 17–18 EBITDA за 2011 г., в то время как «СТС медиа», например, оценивается в 6 EBITDA, заключает Венгранович.