Основатель «Биотэка» отрицает участие в офшорных схемах

"Когда собственник руководит своей же компанией, ему гораздо выгоднее, чтобы прибыль шла в компанию", - заявил сенатор Борис Шпигель
Борис Шпигель/ С.Красильников/ ИТАР-ТАСС

Компания «Биотэк» никогда не пользовалась офшорными схемами, сообщил основатель компании и сенатор Борис Шпигель в ответ на запрос «Ведомостей». Ранее несколько участников рынка говорили, что «Биотэк» может быть одной из компаний, о которой говорится в иске Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) к одному из крупнейших в мире производителей инсулина Eli Lilly & Co.

20 декабря Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) подала в окружной суд Колумбии иск к Eli Lilly & Co. Из иска следует, что компания в 1990-2000-е гг. систематически нарушала закон о запрете на подкуп иностранцев (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA). Заключая контракт с государственным органом или дистрибутором, российская «дочка» американской компании Lilly-Vostok одновременно подписывала договор на оказание разнообразных услуг со «сторонней фирмой», которую выбирал покупатель, установила SEC. Обычно такая фирма была зарегистрирована за рубежом, счета имела тоже за рубежом — на них поступала фиксированная плата или процент с контракта.

Вот один из случаев, описанных в иске. В 2000-2005 гг. Lilly-Vostok продала значительное количество товаров крупнейшему российскому фармдистрибутору, который перепродавал их Минздраву. Дистрибутор принадлежал и контролировался человеком, который сперва был близким советником депутата Госдумы, а потом, в 2003 г., стал членом Совета Федерации. В большинстве случаев, заключая контракт с Lilly-Vostok о закупке, этот человек требовал заключить отдельное «маркетинговое» соглашение с кипрской компанией. По этим соглашениям Lilly-Vostok платила на Кипр до 30% от стоимости контракта — всего набралось $5,2 млн. Кипрская компания принадлежала человеку, связанному с дистрибутором российского сенатора.

По описанию дистрибутор российского сенатора похож на «Биотэк», основанный Борисом Шпигелем, сказали бывший и нынешний сотрудники зарубежных фармкомпаний, а также эксперт фармацевтического рынка. В 1995 г. Шпигель стал советником председателя Госдумы Геннадия Селезнева по социальным вопросам, а в апреле 2003 г. — представителем правительства Пензенской области в Совете Федерации.

Вчера, когда статья сдавалась в печать, редакция не располагала комментарием Шпигеля, на посланный в понедельник запрос он откликнулся только во вторник.

Шпигель рассказал «Ведомостям», что был президентом «Биотэка» в 2000-2003 гг., а когда стал сенатором, оставил должность президента и передал принадлежащие ему акции компании в доверительное управление. «Никто и никогда не обращался ко мне в связи с этим расследованием», – уверяет сенатор. «Биотэк» создан в 1991 г. и работал со всеми западными компаниями, которые были на российском рынке, говорит Шпигель: скорее всего, среди них была и Eli Lilly.

Но «Биотэк», утверждает Шпигель, никогда не пользовался офшорными схемами. «Когда собственник руководит своей же компанией, ему гораздо выгоднее, чтобы прибыль шла в компанию. После налогообложения с прибыли компании начисляются дивиденды. Это выгодно в связи с тем, что налоги на доходы физических лиц достаточно незначительные»,- говорит он.

Чтобы урегулировать обвинения SEC, Eli Lilly заплатит штраф в $29,4 млн. Eli Lilly не признает и не отрицает вины, говорил ранее представитель российской «дочки» компании. В указанные в иске годы Eli Lilly работала на российском рынке с несколькими дистрибуторами, но по условиям соглашения с SEC никаких пояснений компания не дает, отмечает он.