Инвесторы приравняли Россию к Нигерии по уровню риска

Иностранные инвесторы считают, что работа на российском рынке сопряжена с не меньшими политическими и экономическими рисками, чем работа в Нигерии
М. Стулов/ Ведомости

Coca-Cola всегда рассматривала российский рынок как перспективный, обеспечивающий компании хорошую динамику роста, поэтому вряд ли подобные заявления приведут к сокращению присутствия компании на рынке: выгоды перевешивают несовершенство российской экономики, считает главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. На общий настрой инвесторов это также не окажет существенного влияния, уверен Тихомиров: проблемы, о которых пишет Coca-Cola, инвесторам известны и не станут для них открытием.

Непоследовательность государственной политики в развивающихся странах, особенно в России, Нигерии и Румынии, может негативно сказаться на продажах Coca-Cola на этих рынках, сообщила инвесторам швейцарская Coca-Cola HBC, предложившая конвертировать в свои депозитарные расписки американские ADR греческой Coca-Cola Hellenic Bottling Company, эксклюзивного ботлера Coca-Cola в странах Восточной Европы, СНГ, на острове Ирландия и в Нигерии. Правовая неоднозначность – риск, особенно характерный для России и Нигерии, и может сильнее влиять на бизнес компании в этих странах, чем в других, пишет компания в разделе «Риски».

В России, пишет Coca-Cola HBC, с ее большой и сложной структурой государственного управления и администрирования, национальные, региональные и муниципальные власти могут принимать противоречащие друг другу решения и выдвигать разнообразные требования, что также может увеличить расходы компании.

В России и Нигерии исторически очень высокий уровень коррупции, продолжает Coca-Cola HBC, а поскольку компания в своей работе руководствуется законом США о запрете коррупции за рубежом, она может оказаться в неравных конкурентных условиях с другими участниками рынка. Неопределенность законов может влиять на прибыльность бизнеса ботлера как напрямую (за счет более высоких расходов на приведение бизнес-процессов в соответствие с регуляторной базой), так и косвенно (за счет снижения потребительской уверенности и готовности потребителей тратить деньги на покупку товаров не первой необходимости), указывает компания.

Год назад, после выборов в Госдуму и накануне президентских выборов, о рисках ведения бизнеса в России предупреждал главный конкурент Coca-Cola – компания PepsiCo. Нестабильная политическая ситуация, гражданские волнения и другие риски в странах присутствия, включая Россию, могут иметь негативное влияние на бизнес PepsiCo и ее финансовые результаты, писала компания в годовом отчете. PepsiCo тогда, как Coca-Cola HBC сейчас, указывала, что необходимость соблюдения американского антикоррупционного законодательства ставит ее в заведомо невыгодные условия.

C непоследовательностью российской политики PepsiCo уже столкнулась: в понедельник компания проиграла иск к управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области. Десятый арбитражный апелляционный суд отклонил жалобу ООО «Пепсико холдингс» и ритейлера Metro Cash & Carry на решение региональных властей о наложении штрафа за продажу мандаринового нектара «Я» с наценкой выше разрешенной в регионе. В России не регулируются розничные цены на продукты питания, но в регионе с 2000 г. действует постановление губернатора, которое ограничивает предельные торговые надбавки на детское питание к отпускным ценам заводов 20% для розницы и 10% – для опта. «Пепсико» делала наценку на сок в 26,04%, а Metro добавляла к цене еще 12,15%.

С нынешнего года производители газировки лишились важного канала продаж – из-за запрета на торговлю пивом и грядущего запрета на продажу сигарет в России начали массово закрываться киоски. По данным «Infoline-аналитики», из 78 500 ларьков в 2013–2014 гг. будет закрыто около 30 000, а 25 000 – перепрофилировано.