ФАС хочет уравнять в правах российских и иностранных перевозчиков

ФАС хочет уравнять российских и иностранных перевозчиков в правах. Служба добивается отмены требования согласовывать цены на международных маршрутах
ФАС против того, чтобы авиакомпании договаривались о ценах на международных маршрутах/ А. Махонин/ Ведомости

Например: перелет по маршруту Москва – Париж и обратно на 4–11 апреля у назначенных перевозчиков – «Аэрофлота», «Трансаэро» и Air France – стоит примерно одинаково: около 20 000 руб. Но в то же время перелет Москва – Лондон и обратно у «Аэрофлота» стоит около 13 500 руб., а у EasyJet (с учетом оплаты багажа) – около 4800 руб. Билет туда-обратно по маршруту Москва – Дюссельдорф у «Аэрофлота» стоит 9329 руб., а у немецкой Lufthansa – около 4800 руб.

ФАС просит Минтранс отменить нормы межправительственных соглашений о согласовании цен с авиаперевозчиками, так как на их основе фактически заключаются картельные соглашения, сообщил руководитель антимонопольной службы Игорь Артемьев.

Артемьев пояснил, что эти нормы содержались еще в соглашениях 1991 г. между Россией и другими правительствами и тогда речь шла о государственном регулировании цен на авиабилеты в связи с гиперинфляцией: «А сейчас это анахронизм <...> Эти нормы противоречат Конституции, закону о конкуренции».

ФАС намерена обратиться в правительство с просьбой направить обращение в Конституционный суд по этому поводу, добавил Артемьев. «Чтобы он отменил эту часть межправсоглашений – когда приходит новый игрок, он не должен согласовывать свои цены ни с какими существующими на этом маршруте», – подчеркнул руководитель ФАС.

Последним примером такого согласования, по его словам, можно считать требование к британскому лоукостеру EasyJet, пришедшему на российский рынок, согласовать цену с компанией «Трансаэро», что недопустимо.

В Минтрансе затруднились прокомментировать предложение ФАС. «Мы пока его не получали. Когда получим, ответим согласно процедуре», – сообщил представитель министерства.

Чиновник профильного ведомства говорит, что прямого указания на согласование тарифа в межправительственных соглашениях нет. Есть требование к назначенным перевозчикам подписывать коммерческое соглашение, в котором компании могут оговаривать стоимость перевозки, чтобы она была не ниже определенной цены, объясняет он.

«Коммерческое соглашение между авиакомпаниями «Трансаэро» и EasyJet не содержит положений, касающихся установления сторонами тарифов на линии Москва – Лондон», – сообщил представитель «Трансаэро». Представитель компании EasyJet отказался от комментариев.

Представитель «Аэрофлота» комментировать заявление руководителя ФАС отказался. Но источник, близкий к компании, считает, что это антигосударственное предложение, поскольку оно автоматически ставит отечественных перевозчиков в неравные конкурентные условия с иностранцами. Он напомнил, что зарубежные компании не подчиняются российскому авиационному законодательству: не обязаны продавать только возвратные билеты, бесплатно брать на борт до 10 кг багажа, их самолеты не облагаются таможенными пошлинами, перечисляет он. А значит, обладают преимуществами перед российскими компаниями, считает собеседник.

Руководитель департамента транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг говорит, что любое согласование цены – антиконкурентная практика. И о своей позиции ФАС заявляла Минтрансу еще два года назад, когда они совместно разрабатывали формульное соглашение по авиасообщению в странах СНГ. По его словам, предполагалось распространить эти принципы и на другие страны.

«Что касается претензий авиакомпаний, то мы же не требуем отменить условия задним числом <...> Необходимо, чтобы все нормативы, мешающие работать российским перевозчикам наравне с зарубежными компаниями, были исключены из законодательства», – заверил Рутенберг.