Нефтяной бум в США привел к резкому росту танкерных перевозок

Мировой объем морской транспортировки нефти вырос на максимальные за 10 лет 10%: поставщики перенаправляют ее из США в Азию
M.Ahmed/ Bloomberg

В 2012 г. танкерный рынок нефти показал максимальный рост за 10 лет, пишет Financial Times cо ссылкой на данные брокерской компании Icap Shipping. Общий мировой объем танкерных перевозок вырос почти на 10% до рекордных 7,8 трлн тонно-миль (произведение массы перевезенной нефти на расстояние перевозки). Таковы данные по основным импортерам нефти, на которых приходится 80% танкерной торговли. Рост показателя связывают со скачком производства сланцевой нефти в США, который заставил других экспортеров искать новые рынки сбыта и перевозить нефть не в Америку, а на более дальние расстояния другим покупателям. Особенно сильно эта ситуация затронула Венесуэлу, Нигерию и Анголу, а также страны - участницы ОПЕК.

Быстрое наращивание производства нефти в Северной Америке, во многом из нетрадиционных источников (например, сланцев – в США, нефтеносных песков – в Канаде), меняет расклад сил на мировом энергетическом рынке. В конце прошлого года Международное энергетическое агентство (МЭА) предупредило, что США станут крупнейшей нефтедобывающей страной мира до 2020 г., обогнав Россию и Саудовскую Аравию. Более того, это может произойти уже в 2017 г., считают в МЭА.

США добьются самодостаточности в потреблении энергоресурсов уже к 2035 г. (сейчас зависимость от импорта сырья в энергопотреблении составляет 20%), полагают в МЭА. Поэтому, полагают эксперты агентства, бум добычи нефти и газа в США приведет к радикальным изменениям в глобальных торговых потоках: к 2035 г. 90% добываемой на Ближнем Востоке нефти будет отправляться на азиатские рынки.

Этот процесс уже идет, если судить по данным о танкерных перевозках.

Сокращение импорта нефти в США из Латинской Америки и Западной Африки позволило Индии диверсифицировать ее поставки: теперь она закупает нефть уже не только в странах Персидского залива, подтвердил FT эксперт Центра политических исследований в Нью-Дели Брахма Челлани. Так, закупки Индией нефти в Венесуэле с 2011 г. увеличились в 3 раза, по данным консалтингового агентства Energy Aspects. И уже в мае 2013 г. ожидается, что Индия сменит США на позиции главного импортера нефти из Нигерии. По словам Челлани, диверсификация импорта усилила для Индии риски перебоев в поставках.

Из-за быстрого роста спроса на нефтепродукты Индия и Китай активизировали строительство НПЗ на своих территориях. Для загрузки этих заводов они наращивают импорт нефти из Западной Африки и Латинской Америки.

Изменение маршрутов перевозок и рост их дальности, с одной стороны, принесет дополнительные доходы для крупных танкерных компаний вроде бермудской Frontline и американской OSG, отмечает издание. С другой стороны, это усложнит ситуацию на ряде морских путей, делая их более уязвимыми для пиратов, сказал газете бывший куратор нефтяной промышленности в госдепе США Дэвид Голдуин. Импорт нефти в США достиг минимального уровня с 1997 г., и это вызвало споры о том, продолжат ли Штаты обеспечивать безопасность основных танкерных маршрутов. По мнению Голдуина, пока речь идет о перефокусировке, но не о сокращении мер безопасности со стороны Америки.