Статья опубликована в № 3346 от 17.05.2013 под заголовком: Расхотели тратить

Россияне перестали покупать

Индекс потребительского доверия в России падает второй квартал подряд. Вместе с желанием потребителей тратить деньги снижаются и продажи непродуктовой розницы
  • Ксения Болецкая,
  • Александра Крекнина
  • / Ведомости
Продажи по сопоставимым магазинам в «М.видео» выросли на 2%, а годом ранее – на 19%
С.Николаев / Ведомости

Индекс потребительского доверия Nielsen, который характеризует оптимизм покупателей в отношении будущих доходов и их желание тратить заработанное, по итогам I квартала 2013 г. снизился на 3 пункта до 81, в IV квартале он также упал – с 87 до 84 пунктов. «Россияне вступили в 2013 год с опаской, что сделало их потребительское поведение более сдержанным: 2/3 опрошенных считают, что сейчас не лучшее время для трат, а каждый третий (34%) и вовсе сберегает свободные деньги», – объяснил региональный директор Nielsen в России и странах Северо-Восточной Европы Пол Уокер. Более половины российских респондентов (56%) назвали свое финансовое положение плохим или не очень хорошим на ближайший год по сравнению с 48% в предыдущем квартале, добавил он. Пессимизм россиян Уокер объясняет в том числе и «настораживающими новостями из еврозоны».

Потребительский пессимизм уже нашел отражение в розничных продажах. В I квартале сильного сокращения спроса не было, говорит гендиректор Inventive Retail Group (управляет монобрендовыми магазинами re:Store‚ Lego, Sony Centre, Samsung и Nike) Тихон Смыков. «Мы почувствовали заметные изменения в апреле – мае. Стали существенно меньше продавать по сравнению с мартом во всех направлениях, кроме одежды, где апрель – высокий сезон», – говорит Смыков. Компания, по его словам, продала электроники и игрушек «сильно меньше, чем хотела», а число посетителей сопоставимых магазинов было тем же, что и год назад, хотя ритейлер рассчитывал на рост трафика. «Покупать стали меньше, и покупки стали дешевле», – констатирует гендиректор Inventive и винит в этом длинные майские праздники, когда многие уехали на отдых. Но говорить, что это долгосрочная тенденция, рано, считает Смыков.

Продажи крупнейшего ритейлера электроники и бытовой техники «М.видео» говорят о серьезном сокращении динамики: за три месяца 2013 г. выручка «М.видео» выросла на 12%, продажи по сопоставимым магазинам – на 2%. В I квартале 2012 г. продажи сети увеличились на 31%, сопоставимые продажи – на 19%.

«Действительно, год начался вяло», – подтверждает совладелец Ideas4retail (сети Imaginarium, Mamas & Papas, Hamleys, Cook House) Евгений Бутман. Он связывает это с высокими продажами конца прошлого года и падением трафика торговых центров по стране в целом. «Падение трафика торговых центров – самый важный фактор. Мы нивелируем его за счет более высокой конверсии трафика и роста среднего чека и поэтому не теряем в продажах, но для отрасли снижение числа посетителей центров – проблема», – говорит Бутман.

Трафик в торговых центрах медленно снижается уже не первый год, указывает Денис Соколов из Cushman & Wakefield, это естественный процесс, ведь чем больше новых центров появляется, тем меньше посетителей в каждом из них. И тут на первое место выходит уровень конвертации трафика, говорит он, т. е. какая часть посетителей в итоге совершает покупку. По словам Соколова, в последнее время число людей, которые ходят в торговые центры «просто поглазеть», заметно сократилось, так как в городах появляется все больше других мест для развлечений – парков, музеев и т. д.

Впрочем, снижение продаж заметили не все. «Несмотря на традиционное снижение продаж в I квартале, в нашей сети продажи увеличились на 28% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а продажи по сопоставимым магазинам – на 11%», – радуется гендиректор группы «Детский мир» Владимир Чирахов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать