Эксперт: Регионы конкурируют за инвесторов устаревшими методами


Субъекты обменивают доступ к своим рынкам на возможность размещения на этих рынках, эта модель из 70-80-х гг. прошлого века, а в мире уже давно идет война за доступ к талантам, заявил Княгинин на панельной сессии «Роль регионов в условиях макроэкономических изменений» на ПМЭФ. Будущее за межрегиональными агломерациями, которые будут опираться на стратегические компетенции и тяготеть к центрам образования, прогнозирует он.

Регионы конкурируют за инвесторов устаревшими методами, считает Владимир Княгинин, директор Фонда «Центр стратегических разработок "Северо-Запад", член экспертного совета при правительстве России.

Полем для конкуренции стал рынок труда. Квалифицированных трудовых ресурсов в некоторых отраслях недостаточно даже в Петербурге, констатирует Александр Ходачек, президент петербургского филиала НИУ ВШЭ. Отток квалифицированных сотрудников в столицу связан не только с более высокой зарплатой, считает Княгинин. Даже если предложить людям в Томске или Новосибирске зарплату на 20% выше, чем в Москве, они будут привязаны к одному работодателю, возможностей менять место работы у них окажется радикально меньше, объясняет он.

Человеческий капитал важен, но есть и другие факторы, которые могут повысить популярность региона. Международные инвесторы ходят предсказуемости, работа с ними требует унификации, говорит Олег Гощанский, председатель правления и управляющий партнер KPMG в России и СНГ. Повышению привлекательности региона, по его словам, способствуют такие факторы, как наличие профессиональной команды в правительстве и наличие сильного лидера, прозрачность процедур и наличие «дорожной карты». Правила мало зафиксировать на бумаге, их нужно выполнять в жизни, подчеркнул консультант.

По словам Ходачека, региональный брендинг важен, но не может заменить продвижения России на международном рынке инвестиций. Инвесторы плохо представляют себе Россию. Регионы конкурируют за инвестора, который принял решение прийти в Россию, они не могут влиять на компании, которые выбирают между разными странами, подчеркнули участники дискуссии.