Сечин сменил Симоняна на Стросс-Кана

Бывшие топ-менеджеры Morgan Stanley проработали на банк "Роснефти" всего полгода
Nelson Ching/ Bloomberg

Елена Титова, Райр Симонян и Валид Шамма покидают наблюдательный совет ВБРР, одновременно Титова уходит с поста президента банка. Об этом в пятницу днем объявил представитель "Роснефти", основного акционера ВБРР.

Президент “Роснефти” Игорь Сечин в прошлом году решил создать на базе ВБРР универсальный банк, целью которого должна была стать реализация крупномасштабных международных проектов, оптимизация системы торговли нефтью и нефтепродуктами. Новая структура должна была называться Роснефть-банк. Для этого при Сечине была создана группа «стратегических советников» из числа бывших топ-менеджеров банка Morgan Stanley.

Позднее банк раскрыл новый состав наблюдательного совета. В нем 11 человек, в том числе и Доминик Стросс-Кан, бывший глава Международного валютного фонда (МВФ), а теперь партнер-распорядитель консалтинговой фирмы Parnasse.

Председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин не скрывает, что был удивлен новостью об избрании Стросс-Кана в совет ВБРР. Возможно, акционеры банка решили, что независимо от всех скандалов со Стросс–Каном у бывшего руководителя МВФ репутация человека, который своим присутствием в совете ВБРР сможет гарантировать, что "в банке не происходит никаких опасных процессов".

Симонян, Титова и Шамма пришли в ВБРР только в январе этого года. До этого Симонян и Титова руководили российским Morgan Stanley, Шамма был глобальным сопрезидентом и экс-председателем совета директоров Morgan Stanley International.

Причин отставок представитель "Роснефти" не назвал. Связаться с Титовой и Шаммой не удалось, Симонян отказался от комментариев.

Титова планировала покинуть пост президента ВБРР через несколько месяцев после назначения, рассказывали весной ее знакомые. Одной из причин они называли проволочки с утверждением стратегии развития банка. Еще один знакомый Титовой говорил, что ей не удалось сработаться с частью прежней команды ВБРР, а также некоторыми сотрудниками «Роснефти». Правда, сама Титова еще в начале июня опровергала планы об уходе из банка.

Все трое ушли по собственному желанию, уточняет знакомый топ-менеджеров.

Титова ушла из-за конфликта с президентом «Роснефти» Игорем Сечиным, рассказывает источник, близкий к «Роснефти» (представитель компании это не комментирует). Их отношения испортились еще весной, уточняет он. В мае Титова уведомила Росимущество, что просит не избирать ее в совет директоров «Россетей» и ревизионные комиссии «Русгидро» и ФСК, рассказывает федеральный чиновник. Она попала в утвержденные правительством списки кандидатов в органы управления этих компаний по протекции Сечина, отмечает собеседник «Ведомостей». В «Россети» Титову все же избрали, так как сроки замены кандидатов для голосования уже истекли, а терять место в совете было нельзя – у государства перевес всего в один голос, отмечает чиновник. В ревизионную комиссию «Русгидро» вместо Титовой избрали чиновника Минэнерго, следует из опубликованного протокола собрания акционеров. А на собрании акционеров ФСК решение об избрании членов ревизионной комиссии принято не было.

Исполняющей обязанности президента ВБРР назначена Дина Маликова, ранее занимавшая пост старшего вице-президента, члена правления ВБРР, сообщил банк. "В основную зону ответственности Маликовой входило аналитическое обеспечение деятельности клиентского бизнеса, организация функционирования и развитие системы планирования и бюджетирования и денежных расчетов, а также мониторинг позиционирования банка и его услуг на рынке", - говорится в сообщении.

Прежде всего задача — построить «многопродуктовый» финансовый институт, предлагающий разные виды кредитования и различные услуги, говорила ранее Титова. Ключевая задача — не доля на рынке, а рентабельность капитала, неорганический рост через слияния и поглощения также не исключен, добавляла она: первый этап — упорядочить имеющиеся активы. «Роснефть» вступила в соглашения с крупнейшими компаниями по разведке арктического шельфа — учитывая громадные потоки, цена ошибки будет очень большой, компания хочет застраховать себя, ей нужны люди, которые скажут, что правильно, а что — нет», — объяснял Симонян необходимость для компании иметь свой банк. Это будет рыночная структура, а не кэптивный банк, отмечал Симонян: «Мы даже не сможем обслуживать материнскую компанию, если не будем сами эффективными». Сечин в интервью The Wall Street Journal заявлял, что банк будет международным.

ВБРР по итогам I квартала занял 64-е место по размеру активов (83,2 млрд руб.) в рэнкинге «Интерфакс-100».