Североамериканские СПГ-проекты могут перекроить мировой газовый рынок

В США планируется 25 проектов по экспорту сжиженного газа, в Канаде - восемь; но они могут не удовлетворить весь потенциальный спрос
SeongJoon Cho/ Bloomberg

Если покупатели не готовы платить за газ больше, чем по ценам, определенным в Henry Hub (эталонный газ США, цены на который составляют примерно треть от цены на газ в Европе и четверть - от цены в Азии), большая часть этих проектов никогда не воплотится в жизнь, считают аналитики. Между тем азиатские потребители надеются, что газ из Северной Америки, даже с учетом сжижения, транспортировки и регазификации будет дешевле, чем по нынешним газовым контрактам, где цены привязаны к цене нефти. В ожидании более дешевого американского газа азиатские компании уже отказываются заключать долгосрочные контракты с традиционными поставщиками СПГ из других стран. Японские Tepco и Osaka Gas, южнокорейская Kogas и индийская Gail уже подписали договоры о покупке американского СПГ.

Газовая индустрия переживает удивительное время. Щедрое предложение сланцевого газа в США, появившееся на рынке благодаря применению технологии горизонтального бурения и гидроразрыва пласта, привело к возникновению около 25 проектов по производству на экспорт сжиженного газа (СПГ). Однако далеко не факт, что СПГ в обозримом будущем сможет удовлетворить весь потенциальный спрос.

Потребление СПГ резко выросло за последние 10 лет. А по темпам глобального производства СПГ оставил другие виды ископаемого топлива далеко позади: в 2000-2012 гг. оно росло, в среднем, на 7% в год, тогда как угля - на 3,9%, просто газа - на 2,7%, нефти - на 1,2%. Для Японии, закрывшей большую часть АЭС и нуждающейся в новых источниках электроэнергии, а также Китая, стремящегося сжигать меньше угля, чтобы сократить угрожающий уровень смога в мегаполисах, газ представляет собой чистую и надежную альтернативу.

Для европейских стран, таких, как Польша и Литва, СПГ также является инструментом политической и экономической стратегии, который позволяет им уменьшить газовую зависимость от России.

В результате число стран, желающих импортировать СПГ, увеличивается. В 2000 г. их было всего 11, а сегодня - уже 27. По прогнозам Робина Уэста из исследовательской компании IHS Energy Insight, к 2020 г. их число может достичь 42.

В прошлом десятилетии крупнейшим поставщиком СПГ на мировом рынке был Катар, в этом им станет Австралия. В 2020-е гг. наиболее перспективными источниками предложения на рынке, скорее всего, будут США, Канада и Восточная Африка.

СПГ-мощности по регионам (млн т в год)

Красные круги - данные на 2012 г.

Синие круги - прогноз на 2025 г.

Треугольники - новые СПГ-заводы к 2025 г.

США: битва лоббистов

В этой тройке наиболее сильная позиция у США. Америка обладает наилучшей газовой инфраструктурой и тяжелой промышленностью. У нее даже есть терминалы с оборудованием для погрузки и хранения топлива, построенные во времена, когда еще казалось, что США могут стать крупным импортером СПГ. Но сейчас эта инфраструктура может быть быстро перестроена на экспорт.

За последние полгода Министерство энергетики США стало с большей охотой давать разрешения на экспорт газа в страны, у которых нет торгового соглашения с Америкой, их получили уже пять проектов. Ожидается, что вскоре будут выданы новые. Но хотя администрация Барака Обамы поддерживает экспорт СПГ, американские компании, желающие сохранить избыток дешевого газа на внутреннем рынке, пытаются оказать на нее давление и замедлить процесс.

У американских производителей СПГ есть и другие трудности. СПГ-проект на Аляске поддерживают такие крупные компании, как ExxonMobil, ConocoPhillips и BP. Однако по плану, включающему строительство трубопровода, который соединит месторождения на севере штата с СПГ-заводом на его южном побережье, стоимость проекта может составить $65 млрд или более.

Решающим фактором в развитии СПГ-проектов в США, скорее всего, станут цены на американский газ. Если уже одобренные экспортные проекты приведут к существенному росту цен на внутреннем рынке, новым проектам, вероятно, путь будет закрыт. Существуют и другие риски, включая одновременное появление слишком большого числа заводов: возможности строящих их компаний будут ограничены, и цены повысятся.

Канада: старт с чистого листа

В Канаде участники восьми проектов подали заявки на получение лицензии на экспорт газа с западного побережья. Заявки поддерживают американские Chevron и ExxonMobil, британские Royal Dutch Shell и BG Group, малазийская Petronas. Shell и Chevron уже получили лицензии, первая даже арендовала два этажа офисного здания в Ванкувере для размещения своей проектной команды.

Однако сложность в том, что проекты ведутся на разрабатываемых с нуля месторождениях, находящихся в отдаленных районах. Необходимы инвестиции в строительство дорог, трубопроводы, которые пройдут через Скалистые горы, а также в заводы по сжижению газа. Есть риск, что инфляция издержек будет слишком высокой.

Chevron утверждает, что понизить риски можно, если цены на газ будут привязаны к ценам на нефть. «Разработчики должны быть уверены в доходах. Иначе им будет очень сложно представить эти проекты советам директоров и получить на них разрешение, - считает Джо Джеаджеа, курирующий в Chevron направление глобального маркетинга природного газа. - Никто не хочет рисковать, пока не будет уверен в том, что проект действительно может быть реализован», - добавляет он.

Мозамбик: африканская газовая мечта

Запасы газа в Мозамбике огромны. Однако организационные трудности здесь даже превосходят те, с которыми приходится сталкиваться экспортерам из США и Канады.

Многие компании, включая американскую Anadarko Petroleum, малазийскую PTT Exploration and Production, индийскую OHGC, не имеют большого опыта в реализации крупных проектов по производству СПГ. Сам Мозамбик все еще находится в поиске эффективных способов управления недавно найденными ресурсами. «Они говорят о том, что производство может быть поставлено на поток уже в 2018 г., однако мы считаем, что это совершенно невозможно, - заявляет Нил Беверидж из Bernstein Research. - Анголе понадобилось 12 лет, чтобы осуществить свои газовые проекты. Мы совершенно точно не увидим мозамбикского газа до 2020 г.».

Проекты в других странах тоже могут столкнуться со сложностями. Правительство России поддерживает «Ямал СПГ», но он реализуется в сложных арктических условиях, к тому же история богата примерами, как нефтегазовая отрасль России попадала в зависимость от политики правительства.

Заключение: на рынке не будет тесно

Если сложить мощности всех заявленных проектов, можно предположить, что в 2020-е гг. мировой рынок ожидает избыток предложения СПГ. Однако реальность, скорее всего, будет совсем другой. Фрэнк Харрис, аналитик Wood Mackenzie, утверждает: «Это будет бесконечная история отсрочек и переносов. Возможно, предложение на рынке будет не поспевать за спросом, тогда выиграют те компании, у которых имеются достаточные запасы СПГ».

Для производителей газа такая ситуация означает, что прибыли от проектов по производству СПГ, которые нередко разочаровывали, могут увеличиться при условии завершения строительства и сохранения издержек на низком уровне.

Импортерам же, возможно, придется снизить ожидания относительно той роли, которую СПГ будет играть в их энергетике. Чтобы полностью удовлетворить спрос, понадобятся другие источники энергии - возобновляемые, атомная, уголь или, быть может, собственный газ.

Перевела Наталья Тихонова