«Газпром нефть» наращивает присутствие за рубежом


«Газпром нефть» собирается начать промышленную добычу нефти на месторождении Бадра в Ираке весной 2014 г., сообщил в среду заместитель гендиректора компании Вадим Яковлев. Планируемый уровень добычи - 15 000 барр. в сутки (около 2000 т или 730 000 т в год). Запасы Бадры оцениваются в 400 млн т, «Газпром нефть» - оператор проекта с долей 30%. В консорциум с ней входят Kogas, Petronas, ТРАО и иракская госкомпания OEC. К 2017 г. на Бадре планируется добывать до 8,5 млн т нефти.

В соседнем Курдистане «Газпром нефть» в этом году намерена объявить о коммерческом открытии и начать добычу на месторождении Garmian, сказал Яковлев. Окончательное решение зависит от одобрения местных властей, добавил он. «Газпром нефть» также участвует в проекте по разработке курдского блока Shakal. Оба проекта реализуются на основании соглашения о разделе продукции (СРП). В Garmian у «Газпром нефти» 40%, но оператором проекта выступает канадская WesternZagros также с долей 40%. «Газпром нефть» является оператором Shakal, у нее в нем 80%. У курдских властей в обоих СРП по 20%. Общие ресурсы двух блоков оцениваются в 500 000 т нефтяного эквивалента. К 2020-2021 гг. в Курдистане может добываться около 10 млн т нефти, сказал Яковлев.

Из-за работы в Курдистане у «Газпром нефти» не возникает проблем с иракским правительством, «обе стороны деликатны в этом вопросе», заверил он.

Компания интересуется и работой в Иране, сказал топ-менеджер. Но двусторонних переговоров о конкретных проектах еще не было, все контакты пока идут только на межправительственном уровне. В 2009-2010 гг. «Газпром нефть» пыталась войти в иранские месторождения Азар и Шангуле, но договориться не смогла. О желании вернуться в Иран в случае снятия санкций на прошлой неделе говорил и президент «Лукойла» Вагит Алекперов. Запасы месторождения Азар составляют 465 млн т, говорит Григорий Бирг из «Инвесткафе». Это позволит нарастить ресурсную базу за рубежом, но владеть ресурсами иностранные компании в Иране не могут, они вправе разрабатывать их лишь на основании рискованных сервисных контрактов, отмечает эксперт. В Иране риски могут перевесить возможности, заключает он.

«Газпром нефть» также ведет переговоры с итальянской Eni о продлении до конца 2014 г. опциона на приобретение у итальянской компании 33%-ной доли в консорциуме, владеющем половиной ливийского проекта Elephant, сообщил Яковлев. Соглашение было подписано еще в 2011 г. Но из-за вооруженных конфликтов в стране опцион так и не был реализован.

«Газпром нефть» собирается расширить свое присутствие и в Латинской Америке. Яковлев утверждает, что компания не собирается менять свою долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), который участвует в разработке блока «Хунин-6» в Венесуэле. У НКК 40% в проекте, но 60% - в самом консорциуме у «Роснефти», «Газпром нефти» и «Лукойлу» принадлежит в нем по 20%. При этом «Лукойл» хочет продать свою долю и ищет покупателя, говорил Алекперов. «Газпром нефть» ее доля устраивает, но проект «Хунин-6» сложный, поэтому компания осторожна и сдержанна при инвестировании в него. «Это скорее опцион на будущее», - сказал Яковлев.

Вслед за «Лукойлом» «Газпром нефть» собирается изучить и проекты в Мексике. Компанию интересуют месторождения на суше и шельфе, возможно партнерство с другими компаниями, сказал топ-менеджер, но конкретики не привел. В декабре прошлого года в конституцию Мексики были внесены поправки, которые сняли 75-летний запрет на добычу нефти в стране иностранцами. Первое соглашение о сотрудничестве с мексиканской государственной Pemex в конце января заключил «Лукойл».

Интересно расширение и в Европе, в частности на Балканах. «Балканский регион для нас является стратегическим, он нам интересен. Помимо Сербии сейчас у нас есть проекты в Боснии и Герцеговине, Румынии, Венгрии. Хорватия нам также интересна. Здесь сейчас вопрос за хорватской стороной, они готовят проведение лицензионных раундов, в которых мы хотели бы участвовать», - сказал он.