Якунин: РЖД впервые в истории получила убыток

Он составил 16 млрд рублей за I квартал 2014 года из-за заморозки тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов
А.Махонин/ Ведомости

«Первый квартал текущего года компания впервые за всю историю своего существования закончила с убытком в 16 млрд руб.», - сообщил президент РЖД Владимир Якунин. Он уточнил причину - заморозка тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов. «Для вашего сведения: прибыль компании «Роснефть» на 50% выше планируемой по 2013 г.», - отметил он. Якунин подсчитал и возможные издержки «Роснефти» от роста тарифов на перевозку - 3,8 млрд руб. при общей прибыли 550 млрд руб. в 2013 г.

При этом погрузка РЖД в I квартале осталась на уровне 2013 г. - 294 млн т. При этом выросли перевозки к портам Дальнего Востока - на 34% (всего перевозки к портам увеличились на 10%), говорится в сообщении РЖД.

Правительство осенью прошлого года приняло решение заморозить тарифы на услуги монополий - в том числе и РЖД. Якунин тут же отреагировал, заявив, что компания получит по итогам 2014 г. убыток в 60,1 млрд руб., а недополученная выручка составит 93,2 млрд руб. Кроме того, компании пришлось бы сократить 62 000 сотрудников. Финансирование инвестпрограммы РЖД при сдерживании роста тарифов сократится почти в 7 раз к запланированному уровню - до 56,6 млрд руб. Если РЖД получит убыток, то рискует «потерять все рейтинги» и не сможет занимать на выгодных условиях, неоднократно предупреждал Якунин. В 2014 г. РЖД планирует занять 124 млрд руб. (из них 58,5 млрд руб. - кредиты), говорится в пояснительной записке к инвестпрограмме компании.

РЖД предложила правительству компенсировать потери: поднять на 6% тариф на перевозку нефтеналивных грузов и направить в уставной капитал РЖД 30 млрд руб. из бюджета. Но против индексации тарифа выступили нефтяные компании - и РЖД получила только 26 млрд руб. на «капитальный ремонт инфраструктуры». В ноябре министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что РЖД может самостоятельно повышать и понижать тарифы в рамках тарифного коридора. Монополия хотела повысить тариф на перевозку угля на Дальний Восток на 12%, но отказалась от этой идеи. Вопрос же об индексации тарифов на нефть и нефтепродукты должен быть решен до конца I квартала.