Изменение экологической политики ЕС может заставить производителей биотоплива свернуть работу в регионе


Дороговизна электричества заставила власти Евросоюза пересмотреть давние приоритеты по развитию экологически чистой энергетики. Компании, занимающиеся производством биотоплива из отходов, предупреждают, что это может заставить их покинуть континент.

В 2009 г. Еврокомиссия (ЕК) предложила следующие цели в области энергетики, которые должны быть достигнуты в 2020 г.: 10% транспортного топлива должно производиться из возобновляемых источников, транспортный сектор должен сократить выбросы на 6% по сравнению с 2010 г. Это побудило европейские компании увеличить инвестиции. В Дании Novozymes стала лидером по разработке ферментов, способствующих разложению отходов для производства из них топлива. В Италии Biochemtex построила за 150 млн завод по производству биотоплива. В Великобритании правительство выделило 25 млн фунтов (30,4 млн евро) на заводы для биотоплива второго поколения - производимого из различного вида отходов, таких как шелуха, бытовые отходы, непищевые остатки культивируемых растений, древесина. Целлюлозно-бумажная компания UPM потратила 150 млн евро на строительство в Финляндии, 68% которой покрыто лесами, первого в своем роде завода по производству биодизеля из отходов деревообрабатывающего производства. Он должен заработать летом.

Однако спустя пять лет, в течение которых мировой финансовый кризис перерос в долговой кризис еврозоны, а США пережили сланцевую революцию, политики в Брюсселе больше озабочены не состоянием окружающей среды, а тем, как снизить цены на электричество, стимулировав возрождение своей промышленности и повысив ее конкурентоспособность. Во время последних выступлений чиновники ЕК называли прошлые усилия по поддержке «зеленой» энергетики «роскошью» в нынешних условиях. «Мы не можем себе позволить быть мазохистами», - сказал один из них.

В январе, формируя энергетическую повестку на период до 2030 г., страны ЕС не установили конкретные цели для топлива из возобновляемых источников. Это нанесло удар по инвестиционым планам компаний; банки не хотят выдавать кредиты на строительство новых мощностей в отсутствие норм, регулирующих развитие энергетического сектора после 2020 г.

UPM получила грант на 170 млн евро на завод по производству топлива из твердой биомассы в Страсбурге, но теперь отложила его строительство. Другая финская компания, Vapo, приостановила в феврале реализацию крупного проекта по выпуску биодизеля.

Изменение позиции политиков может убить европейский сектор по превращению отходов в биотопливо в зародыше, заставив компании искать возможность развивать бизнес в других регионах, таких как США, Китай, Бразилия, говорят их представители. «Несколько европейских компаний являются мировыми лидерами по разработке новых технологий [в этой сфере], - говорит Пьеро Кавиглассо из Biochemtex. - Но из-за отсутствия благоприятных условий для инвестиций экономические и социальные плоды этого лидерства могут пожать в других странах, а не в Европе».

Политики традиционно скептически относились к производству топлива из отходов, полагая, что оно требует больших госсубсидий и не сможет обеспечить большие объемы выпуска. Однако исследование, опубликованное в феврале Международным советом за чистый транспорт и консалтинговой компанией NNFCC, показывает, что к 2030 г. оно может составить 16% транспортного топлива в Европе (сейчас - практически ноль). UPM планирует в итоге довести годовой выпуск на своем финском заводе до 100 000 т.

Кроме того, эксперты считают, что себестоимость биотоплива второго поколения будет падать по мере роста объемов производства. По оценке Международного энергетического агентства, себестоимость производства обычного бензина вырастет с $0,54/л в 2010 г. до $0,82 в 2030 г., а биотоплива - снизится с $1,05-1,15 до $0,8-1/л. Паритет может быть достигнут в 2050 г. на уровне $0,85/л. “Поначалу субсидии, конечно, нужны, но в долгосрочной перспективе биологическое топливо, без сомнения, конкурентоспособно по сравнению с ископаемым”, - говорит Петри Кукконен, вице-президент UPM Biofuels.

Перевел: Михаил Оверченко