Силуанов: Правительство может разрешить регионам налог с продаж

Налог, ограниченный 3%, может пополнить региональные бюджеты примерно на 200 млрд рублей
  • Наталья Ищенко,
  • Маргарита Папченкова,
  • Максим Товкайло
  • / Vedomosti.ru
Антон Силуанов
Максим Стулов / Ведомости

Правительство обсуждает предоставление регионам права вводить налог с продаж до 3%, сообщил министр финансов Антон Силуанов.

По его словам, такие предложения позволят принести в бюджет порядка 200 млрд руб. "Будем обсуждать [это предложение]", - подчеркнул министр (цитата по "Прайму"). Он добавил, что в правительстве такое предложение созрело.

По словам министра, налог с продаж сконцентрируется, судя по прошлому опыту, в крупных регионах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Московская область, где есть крупные сети. "Собрать [налог с продаж] можно только там, где есть крупные торговые сети", - цитирует его "Интерфакс".

Налог будет введен в дополнение к НДС, который поступает в федеральный бюджет, знают два федеральных чиновника. Идея активно обсуждается и пользуется поддержкой в Кремле, отмечает один из них. Это помощь регионам, нуждающимся в собственных доходах.

«Думаю, что буду неоригинален: розничные цены вырастут на 3%», - сказал «Ведомостям» генеральный директор крупнейшего российского ритейлера “Магнит” Сергей Галицкий. По его мнению, в нынешней экономической ситуации не стоит увеличивать цены для потребителей. «Кроме того, налогом с продаж наверняка не будут облагаться ларьки, рынки и все прочие - те, что и так налоги не платят. Пострадают добросовестные налогоплательщики - конкурентное преимущество получат те, кто и так плохо платит налоги”, - рассуждает он.

Введение такого налога негативно скажется и на потребителях, и на ритейлерах, говорит старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Налог будет переложен на потребителей, у которых располагаемые доходы и так растут слабо, дополнительная нагрузка может подорвать спрос, рассуждает аналитик. Кроме того, есть риски ускорения инфляции, добавляет она.

Налог с продаж вводился еще в СССР в 1991 г. Но просуществовал только до 1992 г. Второй раз - в 1998 г. как региональный налог с максимальной ставкой 5%. В течение двух лет его внедрили большинство регионов. Но с 2004 г. он был отменен по решению Конституционного суда. С тех пор его введение как вместо НДС, так и вместе с НДС неоднократно обсуждалось в правительстве и Кремле. Например, о возможности его восстановления в декабре 2012 г. говорили и премьер Дмитрий Медведев, и его первый зам Игорь Шувалов, и работавший тогда министром экономического развития Андрей Белоусов. Минэкономразвития выступает против замены НДС налогом с продаж, но в некоторых регионах могут взиматься оба налога, заявлял, в частности, Белоусов.

За время действия налога поступления в бюджет составили 205,6 млрд руб. (см. таблицу).

Налог с продаж был сложен в администрировании, но регионам он нравился, говорит аналитик S&P Карен Вартапетов: они могли самостоятельно регулировать ставку. Но база распределялась неравномерно, основные поступления приходились на Москву, Санкт-Петербург, Московскую и Ленинградскую области.

При введении налога возникнут прежние проблемы, предупреждает руководитель аналитической службы "Пепеляев групп" Вадим Зарипов: сложно определить объект налогообложения, к тому же возникает неоправданная налоговая конкуренция регионов. В налоге с продаж есть плюсы, отмечает Вартапетов: он дает регионам стимул повышать экономическую активность.

Инициатива введения налога с продаж в последнее время не обсуждалась с ритейлерами, говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (объединяет крупнейшие розничные сети страны) Андрей Карпов. Он считает, что рост налоговой нагрузки будет транслирован в конечную цену товаров для потребителей. «Ритейлеры сами не потянут [эту нагрузку] за счет своей маржинальности, они не смогут выплачивать ее из своей чистой прибыли», - говорит он. При высоких товарооборотах крупнейшие розничные сети работают с невысокой маржинальностью, указывает он. Рентабельность чистой прибыли у второго по выручке продовольственного ритейлера - X5 Retail Group - составила в прошлом году 2,1%, у «Дикси» - 1,7%, у «О'кей» - 3,6%. Наибольшая маржа по чистой прибыли среди российских публичных ритейлеров была у «Магнита» - 6,14%. «Поэтому 3% - это существенная цифра», - говорит Карпов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать