«Норникель» не продаст Honeymoon Well

«Норникель» продолжает распродажу. Еще два австралийских месторождения - Black Swan и Silver Swan - нашли покупателя. Продавать последний актив в Австралии - месторождение Honeymoon Well - «Норникель» не спешит
«Норникель» решил придержать последнее австралийское месторождение до лучших времен/ В. Астапкович/ ИТАР-ТАСС

«Норникель» нашел покупателя еще на один актив в Австралии. Месторождения Black Swan и Silver Swan до конца года может купить австралийская компания Poseidon Nickel. О достижении соглашения о купле-продаже компании сообщили вчера. Сумма сделки не раскрывается. Помимо денежной составляющей сделки «Норникель» передаст новому владельцу и экологические обязательства по обеим компаниям - это позволит получить значительный эффект от сделки, цитирует пресс-служба компании заместителя гендиректора Павла Федорова.

Black Swan и Silver Swan законсервированы с 2009 г. «Норникелю» они достались вместе с активами южно-африканской компании LionOre, которую «Норникель» приобрел в 2007 г. за $6,5 млрд. В 2008 г. из-за переоценки LionOre «Норникелю» пришлось списать $2,23 млрд. А теперь компания распродает эти активы (см. врез).

Экологические обязательства месторождений, около $50 млн, и передача этих обязательств - главное в сделке (теперь компания может разморозить эти средства), объясняет источник, близкий к «Норникелю». В стратегии развития образца 2011 г. компания оценивала инвестиции в разработку Black Swan в $18,5 млн в 2012-2015 гг. Год назад «Норникель» решил сконцентрироваться только на тех активах, которые приносят компании более $1 млрд выручки в год, с рентабельностью по EBITDA выше 40% и запасами более чем на 20 лет. Произошло это из-за сильного падения цен на никель (в июле 2013 г. за 1 т этого металла давали $13 232, на 30% меньше, чем в начале года). Из презентации компании для инвесторов следует, что к 2016 г. она намерена расстаться с большинством зарубежных и непрофильных активов и получить от их распродажи более $1 млрд.

После продажи Black Swan и Silver Swan у «Норникеля» останется только один актив в Австралии - месторождение Honeymoon Well. Это самый крупный актив среди тех, которые были у «Норникеля» в Австралии. По данным стратегии компании от 2011 г., его запасы - 1,26 млн т никеля. До 2015 г. в него планировалось инвестировать $33 млн (месторождение на стадии геологоразведки). Общие затраты на разработку месторождения компания оценивала в $1,6 млрд. Компания рассматривала возможность его совместной разработки с BHP Billiton, рассказывали в 2010-2011 гг. тогдашние руководители «Норникеля». Менеджер крупной горно-металлургической компании оценивает Honeymoon Well в $100 млн с учетом цен на металл и того, что проект на стадии геологоразведки.

И его компания пока продавать не собирается, рассказывают источник, близкий к компании, и источник, близкий к одному из ее акционеров. «Это самый ценный проект. Компания видела, что происходит с ценами на никель, и не торопилась его продавать - и оказалась права», - объясняет один из них. По его словам, «Норникель» намерен подождать, когда цены на никель вырастут еще, и после этого искать покупателей. Едва ли Honeymoon Well подпадает под критерии «первоклассного актива», поэтому, скорее всего, рано или поздно оно будет продано, говорит другой собеседник. Цены на никель с начала 2014 г. выросли на 31,3% до $19 323/т. Произошло это из-за того, что в январе президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдойоно подписал закон о запрете экспорта никелевой и медной руды, а также бокситов. «Норникелю» запрет сыграл на руку: компания на Лондонской бирже подорожала на 28,1% до $32,8 млрд с начала года.

«Пик цены на никель, возможно, был пройден в мае (тогда он стоил дороже $21 000/т), - говорит аналитик «ВТБ капитала» Игорь Лебединец. - В Индонезии скоро выборы (9 июля 2014 г.), и вопрос о снятии полного запрета вывоза руды может быть поставлен на повестку, а это может снизить цену на металл». Кроме этого на цены давит рост экспорта руды с Филиппин, добавляет Лебединец.