Польская CEDC Рустама Тарико купила его же дистрибуторскую структуру Roust Inc.

Став владельцем польского производителя и продавца алкоголя CEDC, «Русский стандарт» присоединил к нему дистрибуторскую компанию Roust Inc. Эта сделка может увеличить денежный поток CEDC накануне расчетов с кредиторами
Рустам Тарико/ Максим Стулов/ Ведомости

Владелец «Русского стандарта» Рустам Тарико реструктурировал его дистрибуторский бизнес: польская Central European Distribution Corporation (CEDC), перешедшая под контроль «Русского стандарта» в конце 2013 г., приобрела у него дистрибуторскую компанию Roust Inc. Сумма сделки составила $250 млн: из них $70 млн «Русский стандарт» заплатил деньгами, а $180 млн будет оплачено товарами и услугами (payment-in-kind) в счет прежних финансовых обязательств между Roust Trading Ltd. (RTL) и CEDC, следует из документов, опубликованных на сайте CEDC. В них указано, что у RTL тоже имеется долг перед CEDC - $78 млн, а обязательства еще на $102 млн будут перераспределены между RTL, Roust и Pasalba Ltd. («дочка» CEDC, формально выступившая покупателем).

Представитель «Русского стандарта» отказался уточнить «Ведомостям», о чьих обязательствах идет речь. Он сказал лишь, что компания и CEDC идут «по намеченному плану интеграции», а сделка - «важный этап на этом пути». От других комментариев он отказался.

Слияние родственных компаний часто оформляется как реструктуризация и безденежная сделка, отмечает старший юрист компании «Некторов, Савельев и партнеры» Анастасия Савельева; расплата деньгами может преследовать внутригрупповые цели - например, зачет взаимных долгов. Слияние сократит издержки и перенаправит денежные потоки: бизнес Roust Inc. окажется включенным в периметр CEDC, рассуждает она.

С Roust Inc. начинался весь бизнес Тарико. Сейчас эта компания называет себя ведущим дистрибутором премиального алкоголя в России: в ее портфеле 37 брендов, в том числе Rémy Martin, Cointreau, Jägermeister, Molinari, Metaxa, Whyte & Mackay. Финансовые показатели компания не раскрывает, по оценке директора ЦИФРРА Вадима Дробиза, ее оборот не превышает $200 млн в год. Эти деньги наверняка пригодятся CEDC, которой начиная с 2016 г. предстоит расплачиваться с держателями кредитных нот на общую сумму около $700 млн. Первоначально компания размещала несколько выпусков нот - с погашением в 2013 и 2016 гг., но оказалась не в состоянии их обслуживать, и обязательства были реструктурированы.

В декабре 2011 г. Тарико направил письмо экс-президенту CEDC Уильяму Керри. В нем он предлагал CEDC помощь в реструктуризации ее долгов ($1,3 млрд), в том числе кредитную линию своего банка «Русский стандарт», а также сообщал, что хотел бы «интегрировать» в CEDC «валовую прибыль» Roust Inc., в то время составлявшую $45 млн в год. Таким образом Тарико изъявлял готовность отдать CEDC контракты Roust Inc. на дистрибуцию водки, объясняли тогда аналитики.

По состоянию на 31 марта 2014 г. краткосрочные обязательства CEDC составляли, согласно ее отчетности, $441,63 млн, а общий долг - $1,172 млрд (против $1,527 млрд годом ранее).

CEDC работает на трех рынках - в России (ее дочерний «Русский алкоголь» выпускает водочные бренды «Зеленая марка», Parliament, «Талка», «Журавли»), Польше и Венгрии. В 2013 г. компания произвела 28,7 млн девятилитровых кейсов, а ее чистая прибыль составила $136 млн, говорится в ее годовом отчете. Консолидировав CEDC с активами «дочки» «Русского стандарта» Roust Trading, Тарико создал второго в мире производителя водки, оставив позади производителя Absolut - Pernod Ricard и производителя Grey Goose - Bacardi. Приобретение обошлось «Русскому стандарту» в $440 млн.