Статья опубликована в № 3631 от 16.07.2014 под заголовком: «Белый ветер» кругом должен

Поставщики требуют от сети «Белый ветер цифровой» более 700 млн руб.

«Белый ветер цифровой» не может расплатиться по долгам. Поставщики предъявили розничной сети 14 исков более чем на 700 млн руб.
Денис Абрамов / Ведомости

Сеть торгующих электроникой магазинов «Белый ветер цифровой» уже несколько месяцев не платит поставщикам, те в массовом порядке подают иски и компании с высокой вероятностью грозит банкротство, рассказал «Ведомостям» менеджер банка-контрагента розничной компании. Подтверждает эту информацию и человек, близкий к одному из дистрибуторов, работающих с «Белым ветром цифровым»: по его словам, ритейлер находится в предбанкротном состоянии и не в состоянии расплатиться с поставщиками электроники.

С начала 2014 г. к «Белому ветру цифровому» подано 14 исков о неисполнении обязательств, свидетельствуют данные сайта Арбитражного суда Москвы. Общая сумма требований превышает 700 млн руб. Для сравнения: за весь 2013 год «Белый ветер цифровой» оказался фигурантом только двух арбитражных разбирательств. Крупнейший кредитор розничной сети, пытающийся истребовать задолженность через суд, - дистрибутор электроники «Дихаус», входящий в группу IT-компаний «Ланит», следует из базы данных суда. Сумма требований «Дихауса» составляет почти 457 млн руб. «Белый ветер цифровой» и раньше допускал просрочки платежей за поставки техники, но в начале 2014 г. ситуация ухудшилась, рассказывает гендиректор «Дихауса» Юрий Родный. Долг, который его компания пытается взыскать через суд, накопился, по его словам, в течение первой половины 2014 г. В основном это задолженность за поставки электроники Apple.

Сеть «Белый ветер» появилась в 1992 г. В 2007 г. компания Domo, развивавшая одноименную розничную сеть магазинов бытовой электроники, выкупила контрольный пакет компании у ее основателя Юрия Дубовицкого, а фонд прямых инвестиций Volga River One Capital Partners стал владельцем более чем 25%. В 2009 г. фонд вышел из проекта, сейчас основными владельцами «Белого ветра цифрового» считаются структуры банка «Ак барс» и Татфондбанка. В начале 2014 г. «Белый ветер цифровой» насчитывал 149 магазинов в двух десятках городов, его выручка в 2012 г. составляла 12 млрд руб. (с НДС).

По итогам 2013 г. «Белый ветер цифровой» занимал 16-е место по выручке в сегменте продаж бытовой техники, электроники и мобильных устройств; в 2007 г. сеть была пятой (данные рейтинга Infoline Retail Russia Top).

Новые акционеры потеряли одну из лучших в России менеджерских команд в сфере электронной розницы, уверен Дубовицкий. Сеть была лучшей в России по качеству обслуживания и консультирования клиентов, теперь стандарты снизились, компания перестала быть лидером рынка по инновациям, постоянно реагирующим на конъюнктуру потребительских предпочтений, сожалеет он. По приблизительной оценке Дубовицкого, за год с середины 2013 г. выручка «Белого ветра цифрового» снизилась к аналогичному периоду 2012-2013 гг. примерно вдвое, а дефицит оборотных средств составляет 2-3 млрд руб. Впрочем, до банкротства дело дойдет вряд ли, прогнозирует он.

Акционеры «Белого ветра цифрового» обсуждали вопрос о банкротстве сети, но решили попытаться сохранить бизнес, утверждает человек, близкий к одному из партнеров «Белого ветра».

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров связывает проблемы «Белого ветра» с тем, что компания позиционировала себя одновременно как продавец компьютерной техники, мобильных устройств и бытовой техники.

Это размывало позиционирование сети и приводило к тому, что компания уступала конкурентам с более четким профилем, которые имели четко специализированный ассортимент, считает он. Кроме того, компания не могла конкурировать с агрессивными игроками на рынке онлайн-торговли, такими как «Юлмарт» и «Ситилинк», продолжает Бурмистров. Ключевой проблемой «Белого ветра цифрового» он считает чрезвычайно высокий уровень долговой нагрузки: в 2013 г. чистый долг компании превышал годовой показатель EBITDA более чем в 10 раз; в сочетании с ускоренным расширением сети в 2012-2013 гг. (с 90 до более чем 180 торговых объектов) это снизило устойчивость бизнеса, констатирует Бурмистров.

Директор по розничному бизнесу «Белого ветра» Андрей Марков отказался от комментариев, сотрудники пресс-службы ритейлера не ответили на запрос «Ведомостей». Представитель «Ак барса» не смог прокомментировать ситуацию, связаться с представителями Татфондбанка не удалось.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать