Статья опубликована в № 3670 от 09.09.2014 под заголовком: Bombardier не торопится в Россию

Сборка самолетов Bombardier в Ульяновске начнется на год позже запланированного

Проект «Ростеха» и Bombardier по производству в Ульяновске турбовинтовых самолетов Q-400 отложен как минимум на год
Bombardier

В августе 2013 г. госкорпорация «Ростех» и канадская авиастроительная компания Bombardier договорились построить в 2014 г. завод в Ульяновске и выпускать там турбовинтовые самолеты Q-400 NG вместимостью 70-78 кресел. Инвестиции в проект должны были составить $100 млн. Но в марте Канада присоединилась к санкциям против России, и сотрудничество забуксовало, а теперь и вовсе отложено: решение по проекту может быть принято в 2015 г., сказал «Ведомостям» представитель Bombardier. «Мы находимся в процессе обсуждения с «Ростехом» и надеемся достигнуть соглашения в 2014 г. Но, учитывая контекст того, что сейчас происходит, похоже, что график по проекту может сдвинуться на следующий год», - сказал он. Чтобы завершить проект, может понадобиться немного больше времени с учетом развития ситуации и «чувствительных политических моментов», уточнил представитель Bombardier.

«Сегодня есть неопределенные факторы, мы не достигли соглашения по вопросу экономики, он касается и локализации производства, и итоговой стоимости воздушного судна. В связи с этим «Ростех» отложил принятие финального решения по вхождению в проект», - сообщил представитель «Ростеха», подчеркнув, что «партнеры по-прежнему заинтересованы в продолжении сотрудничества». Представитель Bombardier сказал, что канадская компания уверена в экономической целесообразности сборки самолетов в России.

Меморандум, который подписывали «Ростех» и Bombardier, предполагал поэтапную работу: сначала самолеты должны были полностью собираться Bombardier, в Ульяновске же должна была проходить только адаптация техники под конкретного заказчика. Перенести сборку самолетов на территорию России планировалось в 2015 г., с 2016 г. должна была начаться локализация производства компонентов планера.

«Сроки реализации [проекта] существенно сдвигаются», - указал представитель «Ростеха», но не назвал конкретных данных. При принятии окончательного решения по проекту в 2015 г. весь график проекта сдвинется не менее чем на год, сказал близкий к «Ростеху» человек: сборка самолетов в России начнется в 2016 г., а локализация производства компонентов планера - в 2017 г.

Весной президент Bombardier Пьер Бодуэн в интервью Bloomberg допускал, что планы создания совместного предприятия в России для сборки самолетов Q-400 могут быть отложены из-за событий на Украине. В ответ вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил сконцентрироваться на российских самолетах, писал ТАСС. «Я всегда был против промсборки Bombardier. Свои самолеты надо делать. Спасибо смышленым канадцам, что избавили нас от необходимости выставить их за дверь», - написал Рогозин на своей странице в Facebook.

Турбовинтовые самолеты в основном используются в региональной авиации (см. врез), в России они практически не производятся. После заявления Рогозина, напоминает начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, по поручению президента Владимира Путина правительство оценивало перспективы производства российского турбовинтового самолета Ил-114 (вместимость - 64 кресла). Но чиновники подсчитали, что рынок таких самолетов слишком маленький - всего 200 самолетов, а затраты на серийное производство - 10-12 млрд руб. Поэтому по Ил-114 было принято отрицательное заключение, отмечает Пантелеев: самолет производиться не будет.

На прошлой неделе Совет Евразийской экономической комиссии решил обнулить пошлины на турбовинтовые гражданские самолеты не старше 10 лет и вместимостью до 72 мест на срок до 31 декабря 2015 г. При нулевых ставках пошлин сборка Q-400 в России теряет всякий смысл, считает Пантелеев. Обнуление пошлин было согласовано с «Ростехом», знает человек, близкий к участникам обсуждения этой меры. Пантелеев считает, что сейчас в России почти нет покупателей на самолеты, которые подпадут под облегченный ввоз. «Такие самолеты могут быть поставлены в лучшем случае 1-2 авиакомпаниям. Покупателями могут быть лизинговые компании, которые работают с региональными перевозчиками», - отметил Пантелеев.

Впрочем, у «Ростеха» было 50 заказов на Q-400, и теперь заказчики смогут воспользоваться нулевой пошлиной. По мнению представителя Bombardier, введение нулевых пошлин не помешает производству Q-400 в России, если такое решение будет принято. Организация производства займет некоторое время, отмечает представитель Bombardier, а к этому сроку режим нулевых пошлин может уже закончиться, говорит он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать