Статья опубликована в № 3672 от 11.09.2014 под заголовком: «Лукойл» возвращается на Украину

«Лукойл» купит у «Транснефти» продуктопровод, идущий через Украину

«Лукойл» намерен купить у «Транснефти» проблемный продуктопровод, чтобы обеспечить прокачку дизельного топлива в Европу. В партнеры «Лукойл» хочет привлечь европейские компании
Президент «Лукойла» Вагит Алекперов хочет выкупить у «Транснефти» проблемный трубопровод
Е. Разумный / Ведомости

«Лукойл» приобретет у «Транснефти» компанию ДП «Прикарпатзападтранс», следует из письма президента нефтяной компании Вагита Алекперова на имя президента Владимира Путина от 27 августа («Ведомостям» удалось ознакомиться с документом). «Прикарпатзападтранс» - украинская структура «Транснефти», которой принадлежат проходящие по территории Украины участки нефтепродуктопроводов Самара - Западное и Грозный - Армавир - Трудовая. Путин поставил на письме резолюцию «согласен» и расписал его вице-премьеру Аркадию Дворковичу и президенту «Транснефти» Николаю Токареву.

Представитель «Транснефти» адресовал вопросы «Лукойлу», так как, по его словам, это инициатива нефтяной компании. Представители «Лукойла», вице-премьера Аркадия Дворковича, Минэнерго от комментариев отказались.

После покупки «Прикарпатзападтранса» зарубежной «дочкой» «Лукойла» трубопроводы будут переданы российско-европейскому консорциуму, который «обеспечит его загрузку и эксплуатацию», говорится в письме. В этом консорциуме контроль останется у «Лукойла». Труба нужна компании, чтобы гарантировать прокачку дизтоплива на европейские рынки, говорит федеральный чиновник, знакомый с этой инициативой. «Лукойл» долго работал на Украине, но в 2013 г. продал Одесский НПЗ, в августе сообщил о продаже сети АЗС и нефтебаз на Украине австрийской AMIC Energy Management.

Кто еще может войти в проект - собеседник не говорит. Это предмет переговоров. Директор Small Letters Виталий Крюков считает, что в консорциум могут войти российские компании, не подпавшие под западные санкции. Дизтопливо по трубопроводам «Прикарпатзападтранса» экспортировала «Башнефть». Ее представитель отказался от комментариев. Представители «Роснефти», «Газпром нефти» и минэнерго Украины не ответили на запросы.

На внутренний рынок Украины «Прикарпатзападтранс» (общая протяженность труб - 1433 км) поставлял около 0,8 млн т топлива в год, еще столько же в Венгрию. Сейчас объемы резко сократились - в июле по территории Украины было прокачано 50 000 т дизтоплива. Предприятие может стоить менее $150 млн, говорит аналитик «Уралсиб кэпитал» Алексей Кокин.

Для «Транснефти» оно является проблемным: $62,7 млн ущерба за пять лет из-за хищений нефти. С 2011 г. Украина через суд пытается добиться признания права собственности на трубопроводы «Прикарпатзападтранса» за собой. В апреле «Транснефть» хотела законсервировать трубы. Но не стала этого делать, после того как украинский суд вынес решение, признающее за «Транснефтью» право претендовать на эти трубы. По мнению Алекперова, кооперация с европейскими партнерами позволит прекратить судебные иски к «Транснефти» со стороны украинских органов, а также системные хищения нефтепродуктов, сохранив конкурентный доступ российского дизтоплива на премиальные рынки. Федеральный чиновник считает, что привлечь партнеров удастся только после завершения судов.

Учитывая политические противоречия с Украиной, участие в проекте европейцев станет гарантией, что компания будет работать и приносить прибыль, говорит Крюков. Европейские компании - потребители дизтоплива смогут влиять на принимаемые решения, например в определении тарифов, добавляет Кокин. По словам Крюкова, в России сейчас дефицит мощностей по транспортировке дизтоплива. Нефтекомпании сейчас модернизируют НПЗ, поэтому выход дизтоплива будет только расти. Российское дизтопливо в Европе пользуется спросом и оно конкурентоспособно, добавляет Крюков. В Европе закрываются НПЗ, что увеличивает спрос на импортное топливо, говорит директор по развитию Argus Media Михаил Перфилов. Спрос на дизтопливо высокий, так как доля автомобилей в Европе, работающих на дизтопливе, выше, чем работающих на бензине. А производство дизтоплива на европейских заводах будет сокращаться, считает эксперт.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать