На рынке пассажирских перевозок может остаться один «Мосгортранс»

Москва выставит на торги маршруты на перевозку пассажиров. Власти ждут, что перевозчики вложат 8 млрд руб. в закупку автобусов, а те - монополии «Мосгортранса»
Максим Стулов/ Ведомости

Московские власти согласовали новую модель управления наземным пассажирским транспортом, которая подразумевает переход всех перевозчиков на единые стандарты обслуживания и городские тарифы, рассказал вице-мэр Максим Ликсутов. В ноябре будет объявлен конкурс на передачу нескольких десятков маршрутов общественного транспорта частному перевозчику. Для этого ему придется приобрести 200-250 автобусов, речь идет о 20-30 маршрутах, стоимость контракта на пять лет составит около 5 млрд руб., говорил Ликсутов агентству «Москва».

Предмет торгов - стоимость обслуживания километра маршрута, основное требование - соблюдение графика по маршруту. Победитель будет обязан закупить новые автобусы средней и большой вместимости взамен маршруток. Предполагается, что с момента объявления конкурса до выхода автобусов на линии пройдет полгода. Пилотный проект с прошлого года реализует группа «Автолайн» на маршруте № 22: Ул. 8 Марта - НАМИ. «Автолайн» оценивал рентабельность на нем в 3-5%.

«Ведомостям» удалось ознакомиться с материалами департамента транспорта о том, как новая модель управления повлияет на рынок пассажирских перевозок. Сейчас рынок частных перевозок, по оценке властей, составляет 13,6 млрд руб., всего перевозчиков около 70. При этом на долю 10 крупнейших приходится почти 80% пассажиропотока, который обслуживают частники. Половину этого рынка контролирует группа «Автолайн». В целом частники обслуживают 30% пассажиров, остальных - «Мосгортранс». Новая модель обслуживания сохранит эту пропорцию, обещает Ликсутов.

Сейчас частные перевозчики полностью зависят от желаний города. Дело в том, что в конце 2013 г. правительство Москвы приняло постановление, по которому частные маршрутные такси продолжат работать лишь до 1 ноября. После этого контракт может быть продлен или на конкурсе будет найден новый перевозчик либо маршрут будет закрыт.

Власти оценивают совокупные инвестиции частных перевозчиков на обновление подвижного состава в 8 млрд руб. Однако денег может потребоваться гораздо больше. На закупку 200-250 автобусов даже в лизинг понадобится 2-2,5 млрд руб. - позволить себе такие затраты смогут считанные компании, говорит президент Московского транспортного союза Юрий Свешников.

Сейчас автопарк частных перевозчиков насчитывает примерно 4600 транспортных средств. Судя по материалам департамента транспорта, число машин должно сократиться до 2100, маршруток останется всего около 800, остальной парк частников составят автобусы средней и большой вместимости. Автобусы, отвечающие всем требованиям департамента транспорта (определенной вместимости с двигателем «Евро-5», кондиционером и т. д.), стоят порядка 11 млн руб., указывает Свешников.

Примерно 70% дохода перевозчик получит от «транспортной работы» и 30% составит вознаграждение, мотивирующее компанию увеличить количество платных пассажиров, сообщал Ликсутов. Это означает, что 70% от платежа (примерно 102-118 руб.) перевозчик будет получать за каждый километр пути, а остальные деньги (10-21 руб.) - за пассажира. Все билеты будет эмитировать Московский метрополитен, а рассчитываться с перевозчиком - ГКУ «Организатор перевозок».

Дополнительные годовые доходы Москвы от новой модели должны составить 8,5 млрд руб.

Сократятся также количество маршрутов (с 1300 до 1000) и протяженность маршрутной сети (с 13 285 до 10 492 км), рассказывает близкий к департаменту транспорта человек.

Новую маршрутную сеть наземного транспорта для Москвы разрабатывает английская компания AECOM. Ликсутов обещал, что компания представит результаты своей работы еще в октябре прошлого года, но пока этого не произошло.

При переходе на новую модель для большинства москвичей улучшится «предсказуемость» прибытия перевозчика, но интервалы ожидания практически не изменятся, следует из материалов департамента транспорта.

Представитель «Автолайна» отказался от подробных комментариев, сообщив, что находится в «переговорном процессе с департаментом транспорта». Владислав Толстухин из компании «Транс-вэй» ранее рассказывал, что новые конкурсные условия могут вытеснить с рынка частных перевозчиков, так как рентабельность, с которой предлагает работать Москва, слишком низкая. Несколько перевозчиков на условиях анонимности сообщили, что приобретать автобусы под все маршруты им будет не под силу. «Одно из конкурентных преимуществ маршруток - это скорость. Их вместимость незначительно уступает вместимости низкопольных автобусов, при этом маршрутки гораздо более маневреннее», - отмечает один из них. Свешников подтверждает это: если у больших автобусов средняя скорость 15-18 км/ч, то у маршруток - 25 км/ч. Он полагает, что попытка перехода на новую модель может привести к монополизации рынка - останется один «Мосгортранс».

В материалах департамента транспорта указано, что парк «Мосгортранса» останется на нынешнем уровне - 9630 автобусов. Пресс-служба департамента транспорта не стала комментировать это.