Статья опубликована в № 3691 от 08.10.2014 под заголовком: Керченский мост отправился в космос

Компания Тимченко готова отказаться от генподряда на Керченский мост

Мост через Керченский пролив может быть поручен ФГУПу Спецстроя: «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко не готов брать на себя всю ответственность за проект
  • Елена Виноградова,
  • Маргарита Лютова,
  • Алексей Никольский
«Стройтрансгазу» показалось слишком рискованным строить Керченский мост
Д. Абрамов / Ведомости

Правительство может назначить генподрядчиком 19-километрового моста через Керченский пролив не «Стройтрансгаз», а ФГУП при Спецстрое (см. врез), рассказали «Ведомостям» федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру, и человек, близкий к Минтрансу. Но от участия в проекте «Стройтрансгаз» не отказывается, говорят они, компания Тимченко может выступить субподрядчиком. «Стройтрансгаз» рассматривает изменение роли в проекте, подтверждает человек, близкий к Volga Group. Решения нет, уверяет пресс-секретарь вице-премьера Дмитрия Козака, курирующего проект, участие Спецстроя обсуждается.

Прежде считалось, что генподрядчиком выступит именно «Стройтрансгаз» - оставалось принять формальное решение, а на субподряд соглашался «Мостотрест» (совладельцы - Аркадий и Игорь Ротенберги).

Но на переговорах с единственным исполнителем об условиях госконтракта возникли сложности, рассказывают два чиновника, знакомых с их ходом: жесткие условия соглашения не устроили «Стройтрансгаз». Генподрядчик должен взять на себя риски проектирования, предельную цену строительства в 228,3 млрд руб. превышать нельзя, от него нужна банковская гарантия на 30% стоимости строительства. Гарантия для крупных подрядчиков стоит 1-1,75% годовых, так что генподрядчик мог бы потратить только на нее от 685 млн до 1,2 млрд руб., а за четыре года строительства - от 2,7 млрд до 4,6 млрд руб., подсчитал менеджер одного из госбанков. Объект технически очень сложен, указывает сотрудник крупной строительной компании: там непростая геология, есть вопросы к качеству инженерных изысканий, а значит, и риск удорожания.

Нормально, когда при обсуждении проекта более чем за 200 млрд руб. возникают дискуссионные вопросы, говорит представитель «Стройтрансгаза»: «Давать оценку предложениям участников обсуждения и промежуточным статусам не будем, подготовительная работа продолжается, «Стройтрансгаз» готов к различным сценариям».

«Стройтрансгаз» понимает, что не готов брать на себя все риски и расходы по генподряду, считает один из участников обсуждения. Это крайне высокорисковый проект, говорит человек, близкий к компании: финансовые риски, помноженные на технологические, плюс имиджевые угрозы.

Генподряд не интересует и «Мостотрест», следует из отчетов аналитиков по итогам встречи с руководством компании. «Мостотрест» будет претендовать только на субподрядные контракты, поскольку считает, что генподрядчика могут ожидать те же проблемы, что и на стройках к Олимпиаде в Сочи, пишет аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Еще один риск для «Мостотреста» - санкции, считает другой участник встречи аналитиков с руководством компании: генподрядчик сразу привлечет к себе внимание.

Назначение ФГУПа Спецстроя генподрядчиком выручило бы обе компании, считает человек, участвующий в обсуждении, есть и другая идея - назначить Спецстрой заказчиком вместо Росавтодора, это также дало бы подрядчикам большую гибкость. Заказчиком останется Росавтодор, уверяет другой чиновник. В Минтрансе и Росавтодоре на запрос не ответили.

Поручения правительства строить мост через Керченский пролив в Спецстрой не поступало, сообщила начальница пресс-службы Светлана Чумикова: «Если такое поручение будет, мы приступим к проработке задачи».

По словам чиновника Минобороны, несмотря на загруженность Спецстроя объектами для военных и космодромом «Восточный», намерение обратиться к нему для постройки моста выглядит логичным: Спецстрой никуда не денется после строительства и сохранил потенциал в области проектирования, надзора и других компетенций. Но Спецстрой никогда не строил крупных мостов, признает чиновник.

ФГУП может быть хорошим решением, замечает и аналитик «Метрополя» Андрей Рожков: субподрядчики будут отвечать за конкретные участки работ и получат гарантированную рентабельность. Вероятно, с ФГУПом также будет проще договориться о повышении стоимости, заключает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать