Падение цены нефти породило теории заговора

Внимание прежде всего приковано к нежеланию Саудовской Аравии сокращать добычу нефти: она может действовать и против России, и против США, считают некоторые участники рынка
Charlie Riedel/ AP

Цена нефти Brent падает практически безостановочно с середины июня, когда она была немного выше $115 за баррель. Падение уже превысило 20%, т. е. начался «медвежий» рынок.

Нефть более двух лет торговалась в диапазоне $100-115 за баррель. Несколько раз цена на короткое время выходила за верхнюю границу этого коридора и один раз, в апреле 2013 г., упала ниже $100. Однако в том случае она снизилась всего до $96,75 и буквально через несколько дней вернулась в привычный диапазон.

На этот раз все не так. Цена решительно ушла под уровень $100 месяц назад и в четверг, 9 октября, упала ниже $90.

Цена нефти Brent

Складывающаяся ситуация стала порождать теории заговора, пишет Financial Times в онлайн-разделе «Заметки с сырьевых рынков». Причем взоры большинства участников рынка обращены на Саудовскую Аравию, которая, похоже, не собирается заметно сокращать добычу, чтобы поддержать цену нефти. Между тем всегда считалось, что именно она способна первой отреагировать на серьезное изменение рыночной ситуации: у нее есть свободные мощности, чтобы нарастить добычу, если цена поднимается слишком высоко, она способна и быстро уменьшить добычу, в частности потому, что добывает гораздо больше других стран (9,7 млн баррелей в день). Но в прошлую среду Саудовская Аравия неожиданно понизила официальную цену, по которой продает нефть в Азию, оставшуюся фактически единственным регионом, где спрос на импортную нефть растет, пусть и не так быстро, как в прошлые годы. Ведь еврозона балансирует на грани рецессии и спрос там низок, а сланцевый бум в США резко уменьшил их зависимость от внешних поставок нефти. К тому же Канада стала активно закупать легкую нефть в США: в июле она составляла 71% импортируемой Канадой нефти, тогда как годом ранее - всего 14%. В результате перевозки нефти к берегам Северной Америки значительно сократились (плюс Канада увеличила экспорт своей тяжелой нефти), и экспортеры ведут настоящую борьбу за азиатских покупателей.

Общее мнение участников рынка относительно политики Саудовской Аравии, пишет FT, заключается в следующем: страна старается увеличить (или по крайней мере сохранить) долю рынка, поддерживая объемы добычи и снизив цену для Азии. «Очевидный вывод, который можно сделать из ценовой политики Саудовской Аравии, таков: она будет конкурировать за долю рынка и больше не считает себя гибким производителем, готовым быстро изменить добычу - разве что не более чем, наверное, на 500 000 баррелей в день, что в контексте потенциального избытка нефти [на мировом рынке] совсем немного”, - говорит Дэвид Хафтон из брокерской компании PVM.

Но некоторых участников рынка подобное объяснение не убеждает: они считают, что за нежеланием Саудовской Аравии сокращать добычу стоит нечто большее, пишет FT и рассматривает две циркулирующие на рынке теории.

Теория заговора № 1

Саудовцы могли договориться с США, чтобы нанести удар по России в ответ на ее действия в украинском конфликте. Падение цен на нефть способно привести к серьезному сокращению бюджетных доходов России, которой для сбалансированного бюджета нужна цена в $105 в этом году и $107 - в следующем. Половину доходов бюджета Россия получает от экспорта нефти и газа, цена которого привязана к нефтяным ценам (вместе это составляет две трети поступлений от всего российского экспорта).

Нечто подобное уже было около 30 лет назад. В 1980 г. цены на нефть достигли исторического пика, а СССР ввел войска в Афганистан. Последнее стало одним из факторов, который заставил Саудовскую Аравию пересмотреть отношения с США (при том что менее десятилетия назад она вместе с другими арабскими странами ввела эмбарго на поставки нефти в западные страны в ответ на поддержку Соединенными Штатами Израиля в войне Судного дня в 1973 г.). В 1980-х гг. США просили Саудовскую Аравию увеличить добычу нефти. В Белом доме прежде всего рассчитывали на то, что снижение цен на нее поможет американской экономике. Но кроме того, как пишет журналист Питер Маас в книге "Жестокий мир. Суровый закат нефтяной эры", глава ЦРУ Уильям Кейси (который еще во время Второй мировой войны работал над программой подрыва экономики нацистской Германии) тайно встречался с саудовским королем и также стремился убедить его снизить цены, "чтобы нанести тем самым смертельный удар в самое сердце безбожного коммунистического режима".

Конечно, это в лучшем случае стало лишь дополнительным фактором, способствовавшим стремительной деградации советской экономики, которая уже не могла жить без притока нефтедолларов. Снижение цен на нефть объяснялось и сменой долгосрочных трендов на рынке "черного золота" - с "бычьего" в 1970-е гг. (именно на это десятилетие приходится в СССР эпоха застоя - и одновременно период наибольшего достатка и стабильности) на "медвежий" в 1980-е гг. Кроме того, Соединенные Штаты сами наращивали добычу нефти, увеличивая ее предложение. После "нефтяного шока" середины 1970-х гг. они стали активно развивать добычу, чтобы меньше зависеть от импортеров. Аналогичная ситуация складывается и сейчас: после того, как в 2008 г. цена нефти WTI достигла $147 за баррель, в США начался сланцевый бум - сначала в газовом, а затем и в нефтяном секторе. Сегодня нефтедобыча США вышла на уровень 1987 г., и ее рост способствует формированию избытка предложения нефти на мировом рынке.

Но главное, конечно, - это отсутствие диверсификации, неэффективность и деградация советской экономической системы. До падения цен на нефть в 1980-е гг. "поток валютных ресурсов от продажи нефти позволил остановить нарастание кризиса продовольственного снабжения городов, увеличить закупки оборудования, потребительских товаров, обеспечил финансовую базу наращивания гонки вооружений, достижения ядерного паритета с США и позволил начать осуществление таких внешнеполитических аванютр, как война в Афганистане", пишет Егор Гайдер в книге "Гибель империи". Когда же поток нефтедолларов иссяк, быстро рухнула и казавшаяся непоколебимой советская экономика.

Сегодня в России, хотя она тоже сильно зависит от экспорта нефти, есть рыночная экономика и плавающий курс рубля, что должно помочь смягчить шок от падения цен на нефть.

Теория заговора № 2

Ее сторонники заходят совсем с другой стороны. Они считают это скрытой атакой на отрасль сланцевой добычи США, которая, по их мнению, подорвала позиции Саудовской Аравии и других стран Персидского залива на мировом нефтяном рынке. Устойчивое снижение цен на нефть должно существенно осложнить работу ряда компаний, занимающихся добычей трудноизвлекаемой нефти в США, и заставить их частично свернуть деятельность.

«Если цены упадут до $80, что, по-моему, возможно, компании начнут сокращать буровые работы, - цитирует Bloomberg Ральфа Идса, глобального директора банка Jefferies по предоставлению инвестбанковских услуг в энергетическом секторе. - Мы вступим на неизведанную территорию». Цена американской нефти WTI в четверг упала ниже $85 за баррель.

На самом деле, как показывает недавний отчет банка Morgan Stanley, компании, добывающие в США сланцевую нефть, сегодня могут перенести гораздо более серьезное падение цен, чем считалось еще недавно. Стремительный рост эффективности позволил снизить себестоимость добычи сланцевой нефти до $34-67 за баррель (для WTI) у компаний на разных участках сланцевых месторождений Bakken, Eagle Ford, Permian и Niobrara; в 2012 г. этот показатель был выше на $30.

С помощью каждой буровой установки на сланцевых месторождениях сейчас делается больше скважин, а каждая скважина дает больше нефти, указывает Идс из Jefferies. На месторождении Permian в Западном Техасе сейчас установок больше в два раза, а скважин - в пять, чем год назад. По данным управления энергетической информации США, в октябре с помощью одной буровой установки на месторождении Permian добывается рекордный объем нефти - 171 баррель в день, что на 21% больше, чем год назад. На месторождении Eagle Ford (тоже в Техасе) каждая установка дает 536 баррелей в день - на 20% больше, чем годом ранее, отмечает Bloomberg.

Себестоимость добычи на месторождении Bakken у компаний Continental Resources (CLR) и Whiting Petroleum (WLL), $ за баррель

«Падение себестоимости сланцевой нефтедобычи в США означает, что производители могут продолжать инвестировать при ценах гораздо более низких, чем нынешние», - пишут аналитики Morgan Stanley. Это создает проблемы для реализации стратегии «наказания» сланцевых добытчиков странами ОПЕК, отмечают они, оговариваясь, что не верят в эту теорию. Кроме того, указывает Morgan Stanley, предложение в секторе сланцевой добычи достаточно эластично: скважины работают относительно ограниченное время, потому добывающие компании быстро отреагируют на подъем цен, снова нарастив инвестиции.

Скорее всего, дело не в заговорах, а в дисциплине внутри ОПЕК, считают некоторые аналитики. Саудовская Аравия всегда определяла политику внутри картеля и нередко использовала свое влияние. «Снижая цены, они [Саудовская Аравия] делают своеобразное заявление. Сейчас доля рынка важнее цены Brent. Если цена упадет слишком низко, они могут сократить добычу, но время паниковать еще не настало. Они принимают коммерческое решение, - цитирует FT эль-Катири. - Думая сейчас о себе, Саудовская Аравия не слишком печалится, что другие производители несут потери”.