Статья опубликована в № 3693 от 10.10.2014 под заголовком: Сибири не хватает бензина

В Иркутске и Новосибирске возникли проблемы с поставкой бензина

В Иркутске и Новосибирске возникли проблемы с поставкой бензина - из-за ремонта нефтеперерабатывающих заводов
Luke Sharrett / Bloomberg

В Иркутске неожиданно возник бензиновый кризис: на АЗС выстроились очереди, а компания «Крайснефть», которая контролирует около 16% розничного рынка Иркутской области, приостановила работу своих АЗС. «Крайснефть» получает бензин с крупных НПЗ, дефицит возник из-за внеплановых ремонтных работ, через несколько дней поставки возобновятся, сообщила компания. Связаться с представителем «Крайснефти» не удалось.

Другая крупная независимая сеть АЗС - «Омни» (более 30 АЗС в Иркутске и области) продолжает продажу топлива, сообщил сотрудник компании: на заправках компании образовались очереди из-за высокого спроса, но дефицита нет.

«На ремонт встали НПЗ в Омске и Ангарске, у которых «Крайснефть» покупала топливо. По словам руководства компании, топливо оплачено в начале сентября, но поставщик срывает поставки», - сказал министр промышленной политики Иркутской области Кирилл Торопов (цитата по сайту областного правительства). «Иркутскнефтепродукт» (структура «Роснефти») и Ангарская нефтехимическая компания (АНХК, принадлежит «Роснефти») не могут закрыть потребности АЗС «Крайснефти», так как на АНХК ведется модернизация, объяснил Торопов: «Запасов у «Роснефти» на 10-14 дней. Представители компаний уверяют, что дефицита топлива у них не будет, но потребителям придется постоять в очереди».

Исполняющий обязанности генерального директора «Иркутскнефтепродукта» Петр Петрончак обещал, что компания закроет потребность автомобилистов в топливе на время его дефицита у независимых операторов.

АНХК не имеет отношения к перебоям с обеспечением сети АЗС «Крайснефти», так как не была поставщиком этой компании, сказал представитель «Роснефти»: завод работает в плановом режиме и осуществляет выпуск и отгрузку топлива согласно графикам. В плановом ремонте находятся две отдельные установки, на одной из которых ремонт заканчивается сегодня, продолжал он: «Все заявки «Роснефти», в том числе для «Иркутскнефтепродукта», выполняются в полном объеме. На сегодняшний день на заводе имеются достаточные товарные запасы автобензинов для бесперебойного обеспечения своих потребителей».

Ремонт Омского НПЗ плановый, он согласован с Минэнерго, о сроке ремонта были осведомлены все профессиональные участники рынка нефтепродуктов, сказал представитель «Газпром нефти», которой принадлежит Омский НПЗ. В Иркутскую область компания осуществляет несистемные разовые поставки топлива и не имеет постоянных контрактов с участниками местного топливного рынка, а собственных АЗС в регионе нет, сообщил он. Ситуация в Иркутске вчера обсуждалась на штабе Минэнерго по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов, сказал представитель министерства, а проблема компании «Крайснефть» в том, что она вовремя не подала заявку на покупку дополнительного топлива. Запасов топлива в Иркутской области достаточно: Аи-92 - на 18 суток, Аи-95 - на 16 суток (данные на 9 октября).

Иркутская область потребляет 1,8 млн т условного топлива в год.

Проблемы с поставками топлива наблюдаются и в Новосибирской области. Президент Ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская сообщила, что ассоциация направила губернатору и полпреду президента в Сибирском федеральном округе письмо по поводу прекращения «Газпром нефтью» поставок топлива нефтетрейдерам (ее слова передал «Интерфакс»). Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий обратился к президенту «Газпром нефти» Александру Дюкову с просьбой разобраться.

«Газпром нефть» продолжает поставки бензинов независимым АЗС Новосибирского региона, сказал ее представитель. В октябре поставки в адрес независимых игроков сохранятся на уровне октября 2013 г.

Каждый год весной и осенью российские НПЗ становятся на плановые ремонты по графику, который согласуется с Минэнерго. Заводы обязаны заранее формировать запасы топлива, чтобы не допустить дефицита. По данным Минэнерго, к началу сентября в России должно было быть накоплено 1,7 млн т, а есть 1,55 млн т. «Ситуация сложная из-за того, что ряд заводов остановились на плановый ремонт», - говорил в начале сентября президент «Лукойла» Вагит Алекперов, «Лукойл» перенес ремонты с сентября на ноябрь.

«Ажиотажный спрос ни к чему хорошему не приведет», - сказал Алекперов.

Сейчас в регионах отсутствует бензин в необходимом количестве, что уже привело к росту цен, в том числе биржевых, говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. По его словам, каждый раз, когда НПЗ встают на ремонт, это сильно сказывается на деятельности независимых АЗС. «У нефтяных компаний топливо есть. Они могут держать цены низкими, перекладывая центр прибыли с розницы на опт», - констатирует Аркуша.

Сейчас на ремонте находится Московский НПЗ «Газпром нефти». Компания практически прекратила отпуск бензина независимым АЗС Москвы и Московской области, говорит заместитель генерального директора ГК «Трасса» (крупный независимый владелец АЗС на рынке Москвы и Московской области) Дмитрий Кожух, это привело к дисбалансу спроса и предложения и не могло не создать дефицита бензина в нашем регионе.

Но нефтепродукты других НПЗ сегодня можно купить на бирже, кроме того, «Трасса» сформировала резерв топлива, позволяющий без проблем пережить этот непростой для независимых топливных компаний период, сообщает Кожух.

Серьезный топливный кризис в России произошел весной 2011 г. Бензина не хватало не только у независимых операторов рынка, но и у самих нефтяных компаний, вспоминает директор Small Letters Виталий Крюков. Причина - компании не успели провести модернизацию НПЗ, а к тому времени было запрещено продавать в России топливо «Евро-2» (потом его оборот было решено продлить до конца 2012 г.). Сейчас ситуация лучше: заводы модернизируются, увеличивается выпуск топлива, но баланс спроса и предложения пока очень хрупок, сетует он. Небольшие перебои в поставках (например, вследствие пожаров в этом году на Рязанском и Ачинском НПЗ) сказываются на ценах, а нефтяные компании заботятся в первую очередь об обеспечении топливом собственных сетей. Проблема независимых АЗС в том, что в России нет независимой нефтепереработки, считает Крюков: ее создание чиновники обсуждали несколько лет назад, но так ни к чему и не пришли. Положение независимой розницы только ухудшается, ее доля на рынке постепенно сокращается, знает Крюков. Маловероятно, что на российских АЗС возникнет дефицит бензина, но проблемы топливного рынка рядовые потребители будут ощущать через рост цен на заправках.

С начала года Аи-92 в России подорожал на 8,9% до 32,59 руб. за 1 л.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать