«Роснефти» не нашлось места в трубе «Сахалина-2»

Для газа «Сахалина-1» в трубе Sakhalin Energy места не хватит, решило Минэнерго
Максим Стулов/ Ведомости

Минэнерго направило в аппарат правительства доклад о том, что возможностей для прокачки газа «Роснефти» по газопроводу «Сахалина-2» сейчас нет из-за отсутствия мощностей, сообщил «Интерфаксу» источник в министерстве. Это подтвердил источник «Ведомостей» в ведомстве. Представитель Минэнерго от комментариев отказался. Запрос в «Роснефть» остался без ответа.

Текущую мощность трубы Sakhalin Energy не раскрывает. В 2013 г. объем прокачки составил 16,4 млрд куб. м. По данным «Интерфакса», газопровод может ежегодно прокачивать 18,6 млрд куб. м газа.

Правительство должно представить президенту Владимиру Путину доклад о возможности доступа «Роснефти» к трубе «Сахалина-2» до 1 ноября - такое поручение было дано в июне, на заседании президентксой комиссии по ТЭКу.

«Роснефть» хочет использовать трубу проекта «Сахалин-2» для транспортировки газа на завод по производству сжиженного природного газа - «Дальневосточный СПГ» мощностью 5 млн т, запуск которого запланирован на конец 2018 г. Это совместный проект «Роснефти» и ExxonMobil. Недавно «Роснефть» предложила включить его в «Сахалин-1» (проект, реализующийся по соглашению о разделе продукции, СРП; у «Роснефти» и ONGC - по 20%, у Exxon и Sodeco - по 30%), в этом случае затраты на строительство завода понесет государство. В 2013 г. «Сахалин-1» добыл 7 млн т нефти и 10 млрд куб. м газа, говорится на сайте «Роснефти». Именно этот газ и должен стать сырьем для нового завода. Сейчас большую часть газа «Сахалин-1» закачивает обратно в пласт, отмечает «Интерфакс».

Новый СПГ-завод может составить конкуренцию единственному производителю СПГ в России - заводу «Сахалина-2». Этот проект (оператор Sakhalin Energy) тоже работает на основе СРП. Его акционеры - «Газпром» (50%), Shell (27,5% акций минус 1 акция), японские Mitsui (12,5%), Mitsubishi (10%). И «Газпром» говорил, что не находит места в трубе для газа «Сахалина-1». Решение о выборе приоритетного СПГ-проекта на Сахалине будет принято в середине 2015 г., говорил недавно замминистра энергетики Кирилл Молодцов.

В июле «Роснефть» подала иск к Sakhalin Energy («Газпром» выступает третьим лицом в деле) в Арбитражный суд Сахалинской области. Госкомпания просит обязать ответчика обеспечить недискриминационный доступ к свободным мощностям газопровода «Сахалин-2» и выдать технические условия и точки подключения к трубе и строительства отвода от нее в районе села Ильинское, где планируется построить СПГ-завод. Очередное заседание суда пройдет 13 октября. «Роснефть» также подала жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) из-за отказа в допуске в трубу. Рассмотрение ходатайства перенесено с 13 октября на 6 ноября, сообщила в пятницу ФАС. До 24 октября компании должны представить ряд документов. «Роснефть» может рассчитывать на получение доступа к трубе, но только на свободные объемы, говорил ранее представитель ФАС.

«Роснефть» достигла договоренности с «Газпромом», говорила в середине августа в интервью «Коммерсанту» вице-президент нефтяной компании Влада Русакова: «Механизм будет определен позже, а принципиально, насколько я понимаю, возражений со стороны “Газпрома” нет». «Сечение существующей трубы предполагает определенные технические возможности, сейчас она построена так, чтобы можно было ее расширять за счет компрессорных станций. Можно дополнительно сделать лупинги, тогда мощность еще возрастет и будет достаточной и для нашего газа, и для газа “Газпрома” при строительстве третьей очереди его завода», - объяснила она. Представитель «Газпрома» это не комментирует. «Газпром» - не единственный акционер «Сахалина-2», поэтому не может принимать такие решения, парирует источник, близкий к монополии.

Стоимость «Дальневосточного СПГ» на 5 млн т (без газопровода) оценивается в $8 млрд, а с учетом расширения газотранспортной системы проекта «Сахалин-2» - в $12 млрд, говорил в апреле президент «Роснефти» Игорь Сечин. «Роснефть» скорее всего получит доступ к трубе «Сахалина-2», но потребуется ее расширение, считает партнер Greenwich Capital Лев Сныков.