Потребление в России товаров класса люкс по итогам 2014 года упадет на 18% - аналитики Bain & Company

Россияне резко сокращают потребление товаров класса люкс: по прогнозам Bain & Co, рынок дорогих товаров в 2014 г. упадет на 18%. Такого не было даже в кризис 2008-2009 гг.
Е. Разумный/ Ведомости

Рынок роскоши в мире растет. 223

млрд евро таким будет оборот мирового рынка предметов роскоши в 2014 г., это 2%-ный рост по сравнению с прошлым годом, сказано в исследовании Bain & Co. Авторы исследования отмечают, что теперь большее значение имеют те, кто покупает, нежели где они это делают. Так, россияне (не только в России) в 2014 г. потратят на покупки товаров класса люкс на 3% меньше, нежели годом ранее. Тогда как потребление китайцев или жителей Ближнего Востока должно вырасти более чем на 10%.

Российский рынок предметов личного пользования класса люкс (одежда, аксессуары, ювелирные изделия, часы) по итогам 2014 г. упадет на 18% до 4,6 млрд евро, подсчитали аналитики Bain & Company. Это самое сильное падение в мире не только в этом году, но даже по сравнению с кризисным 2009 годом, когда потребление товаров класса люкс в России сократилось на 5%.

Еще в начале 2014 г. исследователи предсказывали российскому рынку предметов роскоши падение лишь на 4-6%.

В качестве причин столь резкого и сильного сокращения продаж в российском сегменте люкс по итогам 2014 г. Bain & Company называет девальвацию рубля, крымский кризис, который стал причиной ухудшения состояния экономики, в сочетании со снижением доверия потребителей. Также в качестве одной из причин называется разочарование от Олимпийских игр в Сочи.

У оптовых клиентов сократился доступ к кредитным ресурсам, а падение продаж приводит к отсутствию ликвидности, что, в свою очередь, ухудшает их перспективы исполнения обязательств перед контрагентами. Bain & Company ожидает, что российские оптовые покупатели товаров сегмента люкс сократят свои бюджеты на сезон весна - лето 2015 г. вплоть до 30% из-за падения продаж и продолжающейся девальвации рубля. Общий низкий уровень потребительского доверия обусловлен неуверенностью в будущем.

Тенденция негативная, признает сотрудник одной из крупнейших компаний, специализирующихся на продаже товаров класса люкс. «Еще летом партнеры из Европы стали жаловаться на очень плохие продажи из-за ограничений на выезд [определенных категорий] россиян за границу и просить нас что-нибудь здесь сделать, и в России многие дистрибуторы продают премиальные марки по таким же ценам, как и в Европе», - рассказывает он. Например, ЦУМ еще в апреле запустил акцию, которая так и называется - «по ценам европейских столиц»; суть этой акции в том, что на отдельные категории товаров продавцы готовы выставлять цены, которые максимально приближены к европейским. Вчера в компании Mercury (она владеет универмагом) ситуацию на рынке предметов роскоши не стали комментировать.

Генеральный директор группы компаний «Джамилько» (развивает в России такие люксовые бренды, как Versace, De Beers, Chaumet, Salvatore Ferragamo, Sonia Rykiel и др.) Кира Балашова подтверждает, что тенденция к снижению потребительской активности имеет место, в том числе это касается и товаров класса люкс.

Однако, замечает она, это не мешает разным брендам показывать разные результаты: «Мы наблюдаем разнонаправленную динамику - от плюс 30% до минус 15%». Балашова сообщает, что на 2015 г., объективно оценив ситуацию, в «Джамилько» сочли разумным снизить закупочные бюджеты на 20%, тем самым сформировав максимально интересные предложения для клиентов.

Владелец ростовской компании АРС (мультибрендовые часовые магазины «Галерея времени», «Репетир», бутик Montblanc) Сергей Гайдук подтверждает: рынок падает. Он отказался говорить о финансовых показателях своих бутиков.

Президент Ассоциации участников часового рынка Вячеслав Медведев отмечает, что владельцы многих магазинов говорят о падении розничных продаж. Он предсказывает: «Скорее всего, сохранятся продажи в монобрендовых бутиках, которые будут перетягивать на себя значительную часть спроса». Медведев полагает, что продажи дорогих часов сокращаются не из-за того, что у людей стало меньше денег, а потому, что стало меньше оптимизма и велика неопределенность относительно будущего. Другая причина - общий поворот в политике государства, не поощряющего чрезмерное и демонстративное потребление, отмечает эксперт.

Экономический кризис в России и падение платежеспособности россиян повлияли и на продажи в восточноевропейских странах и даже в некоторых странах Западной Европы - например, на курортах Франции и в торговых итальянских городах второго эшелона, констатируют авторы исследования Bain & Co во главе с Клаудией Д'Арпицио. Евросоюз ввел санкции против отдельных российских граждан и компаний. Одним из ответов России на это стал тот факт, что сотрудникам МВД, ФМС, ФСКН, ФСИН не рекомендовано выезжать за рубеж. А недавно РБК со ссылкой на свои источники в Госдуме сообщала, что руководство страны готовит законопроект об ужесточении выезда за рубеж чиновников, силовиков и депутатов, а также, возможно, и сенаторов. В администрации президента таких ограничений не планируют, уверяют «Ведомости» в администрации, но несколько депутатов рассказали, что слышали о подобных планах, но не в Думе.

Продавцы люксовой продукции - Prada, Salvatore Ferragamo - еще не отчитывались о результатах за девять месяцев 2014 г. Prada уже по итогам первого полугодия 2014 г. отметила спад продаж в Европе на 1% - оборот составил 481,7 млн евро. В качестве причин назывались проблемы политико-экономического характера, вылившиеся в снижение туристического потока при остававшихся слабыми домашних продажах, сказано в финансовом отчете компании. Богатые россияне тем не менее продолжают тратить в других странах; среди любимых мест - Дубай, говорится в исследовании Bain & Company.