"Роснефть" просит изменить условия 60 лицензий, в том числе из-за санкций

Партнер компании - американская Exxon Mobil - из-за санкций свернула работы в Карском море
После того как Игорь Сечин стал президентом «Роснефти», число лицензий у компании выросло в 1,5 раза/ I. Arkhipov/ Bloomberg

«Роснефть» летом обратилась в Минприроды с просьбой изменить условия или скорректировать сроки работ примерно по 60 лицензиям, заявил министр природы Сергей Донской (его слова передавал «Интерфакс») после совещания с представителями нефтегазовых компаний. «В принципе, большой перечень», и речь не только о шельфовых лицензиях, отметил он. Обращение «Роснефти» связано в том числе с санкциями сказал министр. Представитель «Роснефти» не ответил на запрос «Ведомостей».

Донской напомнил, что партнер «Роснефти» на арктическом шельфе - американская Exxon Mobil - из-за санкций свернула работы в Карском море. Теперь «Роснефти» придется работать самостоятельно. «Но тот объем обязательств, который они планировали раньше, объем обязательств на следующие годы, им будет сложно выполнить [без Exxon Mobil]», - сказал министр.

«Роснефть» «оценивает ситуацию, как сложную». Но о замене Exxon Mobil говорить преждевременно. «Все, естественно, ведут работу с азиатскими странами, но так, чтобы полностью найти замену ExxonMobil, пока «Роснефть» не высказала такого мнения», - сказал Донской. «Газпром», в свою очередь, считает, что российские подрядчики не смогут в полной мере заменить западных, у них недостаточно опыта и мощностей, что также скажется на объеме работ, сказал министр. Просит ли «Газпром» в связи с этим изменений в каких-либо лицензиях, он не уточнил. У «Газпрома» на шельфе около 65 лицензий. Представитель «Газпрома» не ответил на запрос «Ведомостей».

По данным отчетности «Роснефти» за II квартал 2014 г., компании принадлежит 719 лицензий, из них на шельфе - 47. Число лицензий у «Роснефти» резко возросло после того, как компанию в июне 2012 г. возглавил Игорь Сечин. На тот момент ей принадлежало 482 лицензии, из них на шельфе - 25. То есть за два года их количество увеличилось в полтора раза, а на шельфе - вдвое.

У «Роснефти» были большие планы на шельф. В июне Сечин заявлял, что за 20 лет компания вложит в развитие шельфа $400 млрд. и к 2030 г. станет там добывать 100 млн т в нефтяном эквиваленте - это четверть ее прогнозной добычи, или 40% от уровней 2013 г. Еще в феврале «Роснефть» отчитывалась, что в период 2002-2013 гг. превысила обязательства по сейсморазведке шельфа в четыре раза. Это произошло в том числе благодаря партнерству компании с ExxonMobil, Statoil и Eni, сообщала «Роснефть».

Но западные санкции не позволяют американским и европейским компаниям начинать новые проекты в России. Под запретом находится и экспорт в Россию оборудования для разработки шельфа и добычи сланцевой нефти. Финансовые санкции отрезали доступ российским компаниям и банкам к западным рынкам капитала. «Роснефть» и «Новатэк» уже обратились к правительству с просьбой выделить им помощь в виде дешевого финансирования из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Они могут получить до 150 млрд руб. каждый.

В качестве дополнительных мер поддержки «Новатэк» также просит скорректировать сроки семи лицензий на Ямале, сообщала «РБК Daily». Письмо с просьбой об этом в начале сентября на имя премьер-министра Дмитрия Медведева написал предправления «Новатэка» Леонид Михельсон. Представитель «Новатэка» не ответил на запрос «Ведомостей».

В то же время президент «Лукойла» Вагит Алекперов в качестве поддержки, напротив, попросил допустить компанию к перераспределенному фонду недр и в том числе к шельфовым месторождениям.