Нефтяникам надо больше бурить, чтобы не снизить добычу нефти

Для сохранения добычи нефти на текущем уровне нефтяным компаниям необходимо существенно нарастить эксплуатационное бурение. Но сделать это будет трудно
Российским нефтяникам надо в 1,5 раза увеличить эксплуатационное бурение/ ТАСС/ Сергей Мурзин

Эффект роста добычи нефти от эксплуатационного бурения снизился с 2005 по 2013 г. в 2 раза - с 50 до 25 т с одного метра проходки, сказал вчера на Национальном нефтегазовом форуме министр энергетики Александр Новак. Для поддержания существующего уровня добычи нефти необходим прирост эксплуатационного бурения на 5-7% в год, добавил он. Необходимость его постоянно наращивать Новак назвал одной из актуальных проблем нефтегазовой отрасли.

В отчете «Сургутнефтегаза» за 2013 г. указано, что эффективность процессов бурения компания обеспечивает за счет собственных сервисных подразделений. Свои позиции на рынке нефтесервисных услуг наращивает и «Роснефть», которая в июле купила активы американской Weatherford в России и Венесуэле. Вместе две эти компании обеспечивают больше половины эксплуатационного бурения в России (см. график). В начале октября гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков говорил, что компания рассматривает возможность вхождения в капитал нефтесервисной компании.

Снижение эффективности бурения и необходимость его роста отметили также гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов и вице-президент «Лукойла» Леонид Федун. По словам Богданова, объем буровых работ к 2030 г. в «Сургутнефтегазе» должен вырасти в 3 раза, а геологоразведочных - в 4-4,5 раза. Для поддержания текущей продуктивности необходимо бурить не 20 млн погонных метров в год, а 30 млн, говорит Федун. Это потребует соответствующего увеличения количества буровых бригад. Но с учетом того, что западные подрядчики сворачивают работу в России, это весьма проблематично, добавил Федун.

За 14 лет добыча нефти в России выросла в 1,6 раза. Это произошло благодаря вводу в эксплуатацию месторождений Восточной Сибири и стабилизации добычи на зрелых месторождениях в Западной Сибири и европейской части страны. Но в последнее время добыча в Западной Сибири сокращается, сказал вчера Новак. Текущих крупных проектов будет недостаточно, чтобы компенсировать падение на старых месторождениях, отметил Федун.

Весь нефтесервисный рынок, исходя из данных Eurasia Drilling Company, оценивается в $12 млрд. На эксплуатационное бурение приходится 90%, говорит директор Small Letters Виталий Крюков. Таким образом, если следовать логике Федуна, нефтяники должны увеличить затраты более чем на $5 млрд ежегодно.

В конце июля США и страны ЕС ввели секторальные санкции, ограничивающие поставку в Россию некоторых видов оборудования, в том числе для добычи нефти. А в сентябре ЕС и США запретили западным компаниям оказывать нефтесервисные услуги на глубоководных, сланцевых и арктических месторождениях.

По прогнозу Федуна, при сохранении текущего уровня бурения добыча нефти к 2020 г. снизится на 7% до 487 млн т. Спад начнется уже в следующем году. Но это в том случае, если компании будут сохранять текущие бюджеты, которые верстались исходя из цены в $100-105 за баррель нефти, отметил он. Но сырье уже стоит дешевле. Так что при сокращении бюджетов адекватно падениям нефтяных котировок снижение годовой добычи составит больше 100 млн т, прогнозирует он.

Сохранить добычу просто за счет роста бурения будет сложно, необходимо осваивать новые месторождения, инвестировать в них. Для этого необходима поддержка государства как по снижению налогов, так и по обеспечению дешевого финансирования, говорит аналитик UBS Константин Черепанов. Наращивать бурение можно при условии прямой господдержки или за счет кредитов госбанков, отмечает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Снизить цены на бурение отчасти помогло бы развитие собственных нефтесервисных подразделений, но без освоения новых месторождений смысла в новых нефтесервисных мощностях нет, отмечает Черепанов.

Российские нефтесервисные компании смогут обеспечить рост эксплуатационного бурения до 30 млн погонных метров, уверен акционер одной из них. Существенного сокращения рынка из-за санкций он не наблюдает.