Высокий сезон предновогодних продаж в этом году стартовал на два месяца раньше обычного

Покупатели уже начали тратить новогодние бюджеты, уверяют опрошенные «Ведомостями» представители розничных сетей, ожидая, что предновогодние продажи будут не ниже прошлогодних
Падение рубля заставляет россиян спешить за покупками/ Д. Гришкин/ Ведомости

Первыми приток покупателей зафиксировали продавцы бытовой техники и электроники. В прошлом году предновогодние продажи начались в середине ноября, в этом - сразу после ноябрьских праздников, говорит Антон Пантелеев из «М.видео», крупнейшего продавца бытовой техники и электроники в России. По его словам, тенденция последних 2-3 лет - «растягивание предновогодних продаж во времени».

Крупнейший онлайн-ритейлер в России «Юлмарт» также настроился на более спокойный конец года. «Активные праздничные покупки растянутся на ноябрь-декабрь», - прогнозирует коммерческий директор компании Олег Пчельников. Обычно декабрьская выручка в 1,5-2 раза больше ноябрьской, но в этом году «из-за сдвига покупательская активности основные предновогодние продажи случатся в ноябре», добавляет он.

В «Эльдорадо» повышенные продажи, куда вошли и новогодние покупки, начались с ноябрьскими праздниками и «скачками валютных курсов», говорит представитель компании Ирина Цеплинская: «Потребители предпочли сделать их [покупки] пораньше, опасаясь роста цен». Перед Новым годом компания не ожидает всплеска продаж, добавляет она, оговариваясь: если валютный курс не изменит динамику. Покупатели не экономят, скорее наоборот - опасаются обесценения рубля и роста цен в начале 2015 г. и делают крупные покупки к праздникам, уверяют ритейлеры. Люди покупают традиционные новогодние товары: смартфоны, телевизоры, кухонную утварь, замечает Цеплинская. В ожидании роста цен многие добавят к новогодним покупкам товары, которые они планировали поменять в ближайший год, подтверждает Пчельников. Склонности экономить нет, говорят представители «М.видео» и «Эльдорадо», которое на днях продало телевизор Samsung за 4 млн руб. Средний чек в магазинах Inventive Retail Group (Re Store, Nike, Lego и др.) растет всю осень - «вряд ли что-то изменится в декабре», считает ее представитель Людмила Семушина.

Россияне покупают впрок не только бытовую технику и электронику, но и обувь. Сейчас пик продаж осенне-зимней коллекции, говорит представитель «Обуви России» Наталья Паули. Товар был закуплен полгода назад, а в разгар сезона компания ценники не переписывала, объясняет Паули. Опасаясь роста цен, покупатели будут брать впрок и товары для детей: средства гигиены, питание, одежду, считает представитель ГК «Детский мир» Надежда Киселева, это тоже позволит нарастить средний чек.

Продавцы ювелирных украшений более сдержанны в оценках спроса. Общий бюджет на подарки, вероятно, сократится - это «факт, продиктованный объективными реалиями экономики», говорит исполнительный директор «Адамаса» Максим Вайнберг. «Если раньше потребитель мог позволить себе купить два-три шарма [подвески], то сейчас скорее удовлетворится одним-двумя», - согласна гендиректор управляющей компании сети Pandora в России Ольга Еремеева. Ритейлеры уже начали «жесткую борьбу» за кошельки потребителей - распродажи начнутся раньше, а где-то они уже начались, отмечает она.

Экономия начнется в 2015 г., ожидает Цеплинская: «Повысятся риски снижения реальных доходов, люди начнут экономить».